Парламент Крыма объявил во вторник о восстановлении прав крымско-татарского народа (14% населения полуострова), которых тот не имел по украинскому законодательству. В постановлении парламента говорится о том, что при утверждении новой конституции Крыма крымско-татарский язык станет официальным наравне с русским языком.
Закрепляется представительство крымских татар в местных и республиканских органах власти. Гарантируется «признание органов национального самоуправления крымско-татарского народа – Курултая (общенационального съезда) и формируемых им органов». На заседании Верховного совета, на котором принято это решение, которое уже называют историческим, присутствовал президент Татарии Рустам Минниханов.
Глава Меджлиса крымско-татарского народа* Рефат Чубаров, по чьей инициативе, напомним, не так давно прошли массовые митинги в поддержку Майдана, признал, что принятый документ «во многом вобрал в себя комплекс предложений, озвученных на протяжении многих лет крымско-татарским народом». Это говорит о том, что парламент Крыма, по его мнению, осознает необходимость восстановления прав крымско-татарского народа.
Приветствуя решение парламента, Чубаров по-прежнему отвергает идею референдума 16 марта. «Мы против проведения референдума, мы бойкотируем его, мы делаем все для того, чтобы объяснить всем жителям Крыма последствия, которые могут наступить после проведения этого референдума», – объявил Чубаров.
Однако не исключено, что позиция Меджлиса в оставшиеся дни все же смягчится. Во вторник вечером стало известно о том, что духовный лидер и основатель Меджлиса Мустафа Джемилев вылетел в Москву, где должен встретиться с бывшим президентом Татарии Минтимером Шаймиевым, который был инициатором этого визита.
Своим мнением о том, как крымско-татарское население воспринимает перемены в статусе Крыма и как татары относятся к стремлению русского большинства к воссоединению с Россией, с газетой ВЗГЛЯД поделился заместитель председателя правительства Крыма Рустам Темиргалиев.
Рустам Темиргалиев (Фото: facebook.com/rustam.temirgaliev) |
ВЗГЛЯД: Рустам Ильмирович, руководство Крыма обещает расширить права крымских татар. Премьер Сергей Аксенов предлагает посты в правительстве, квоты в ведомствах, в том числе и силовых. Учитывая давнее напряжение между русскими и татарами в Крыму, на какую часть татар эти заявления смогут повлиять? Как доказать, что после референдума власти не забудут эти обещания?
Рустам Темиргалиев: Дело в том, что это не обещания, а реальное постановление Верховного совета Крыма, гарантирующее соблюдение прав и свобод крымских татар. Более того, накануне продолжались в течение достаточно длительного времени – в течение вечера и ночи – переговоры между лидерами крымских татар с одной стороны, президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и крымскими властями. В результате достигнут достаточно сложный компромисс.
Первым шагом этого компромисса стало принятое во вторник постановление Верховного совета Крыма о гарантиях для крымских татар. Это революционный документ. В течение последних 22 лет крымские татары не могли добиться от государства Украина никаких реальных гарантий, никаких документов, обеспечивающих их права и свободы.
Этот же документ говорит о том, что в рамках подготовки конституции Республики Крым как субъекта Российской Федерации будет четко закреплено: крымско-татарский язык наравне с русским языком будет иметь статус официального, крымские татары получат гарантии развития крымско-татарского образования, культуры, традиций, религии.
Кроме того, впервые будут предусмотрены квоты на участие крымских татар в исполнительной и представительной власти. Эти квоты установлены на уровне 20%. Напомню, что сейчас крымские татары составляют 14% от всех жителей полуострова.
Таким образом, этот революционный документ повлияет, по нашему убеждению, на все 100% крымских татар. Я могу вам убедительно сказать, что напряжение, которое царило в межнациональных отношениях на полуострове, резко пошло на спад. Сегодня Крым становится единым – к 80% крымчан, желающих вступить в Российскую Федерацию, постепенно добавляются и крымские татары.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что у многих крымских татар сохраняется недоверие к России, ведь после депортации прошло уже 70 лет?
Р. Т.: Такое утверждение справедливо. В силу той боли, которую крымские татары пережили в мае 1944 года, когда народ потерял и родину, и до половины своей численности. В настоящий момент эта проблема дает о себе знать. У многих почему-то современная Россия ассоциируется с Советским Союзом тех времен.
На самом деле это все мифы, и эти мифы нужно очень аккуратно развеивать. С помощью просветительской работы необходимо разъяснять: Россия – многонациональное государство, которое поддерживает многие народы, населяющие большую страну, и дает свободу для развития национальной культуры, не ущемляет религиозные права.
ВЗГЛЯД: Как бы вы могли объяснить подоплеку действий Меджлиса? Почему он заодно с украинскими националистами? Мустафа Джемилев уже заявил, что крымским татарам якобы грозит «новая депортация».
Р. Т.: Напомню, что лидер крымских татар Мустафа Джемилев, до недавнего времени бывший председателем Меджлиса (ныне – депутат Верховной рады Украины), в советские времена долгое время находился в тюрьме. Причем он был в заключении вместе с Вячеславом Черноволом, впоследствии лидером партии «Рух», которая, в свою очередь, стала фундаментом для всех националистических партий и группировок на Украине. В силу этого общего диссидентского прошлого, борьбы против советского режима в 1970–80-е годы у Джемилева и руководимого им Меджлиса и сложились связи с национал-демократическими партиями Украины.
Сегодня, после всех громких заявлений последнего времени, лидерам крымских татар достаточно сложно развернуться в сторону России. Тем не менее процесс начат. Начата очень серьезная дискуссия в крымско-татарской элите. В ходе этой дискуссии обсуждается ключевая тема: что реально Украина дала крымским татарам, какие новые возможности предоставляет вступление Крыма в Российскую Федерацию – с учетом тех значительных финансовых возможностей России и той помощи, которую Россия могла бы оказать Крыму и, в том числе, татарам.
ВЗГЛЯД: До сих пор считалось, что большинство крымских татар последует призыву Меджлиса и будет бойкотировать референдум 16 марта. Насколько настроения могут измениться теперь, после решения парламента?
Р. Т.: Сегодня сложно дать точную оценку. После того решения, которое принял Верховный совет Крыма, процесс пошел очень динамично. Я все-таки, не давая прогнозов (прогнозы – дело неблагодарное), сказал бы, что сейчас будет расти количество крымских татар, которые с каждым днем начинают поддерживать большинство крымчан в их стремлении присоединиться к Российской Федерации. Думаю, что в итоге большинство татар если даже не на референдуме, то после референдума станут сторонниками интеграции Крыма с Россией.
ВЗГЛЯД: Как бы вы могли прокомментировать заявление бывшего чеченского сепаратиста, а ныне – американского эксперта Майрбека Вачагаева? Его цитирует газета «Ведомости». Вачагаев предрекает «джихад» в Крыму. По его оценке, в Сирии воевали до 100 боевиков – этнических крымских татар... А сам Джемилев пугает тем, что десятки из этой сотни боевиков якобы уже прибыли в Крым
Р. Т.: Конечно, подобные тенденции наблюдались в среде крымских татар, но я бы не преувеличивал их значение. Крымским татарам все-таки ближе модель светского ислама – ближе к тому способу взаимоотношений религии и общества, который сложился, например, в Турции и в Татарстане: когда общество отвергает религиозный фанатизм и строит свою жизнь на основе светскости и общечеловеческих ценностей, при этом с уважением относясь к религии. Я полагаю, что угроза религиозного экстремизма в крымско-татарской среде минимальна.
ВЗГЛЯД: До сих пор у татар существуют проблемы с правами на землю – на те участки, которые были заняты еще «самозахватом»? С другой стороны, говорят, что многие из них нарочно не оформляют свои права, чтобы не платить налоги. Может ли эта проблема быть решена с изменением статуса Крыма?
Р. Т.: Отмечу, сегодня одной из самых острых проблем крымских татар остается проблема с обустройством мест компактного проживания. Очень низок уровень развития инфраструктуры – дорог, газификации, водоснабжения, канализации; даже есть поселки, в которых есть проблемы с электрификацией.
На втором месте среди инфраструктурных проблем – проблемы с наделением землей. Надеемся, что в рамках новой конституции Республики Крым, в совершенно новых правовых условиях мы в кратчайшие сроки сможем заняться обеспечением крымских татар и представителей других депортированных народов землей на полуострове – и правовым закреплением этого наделения землей.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ