Самую многочисленную в Пакистане Народную партию (ПНП) возглавляет действующий президент Асиф Али Зардари, однако после парламентских выборов 11 мая она перестала быть правящей. Накануне партия решила бойкотировать перевыборы президента. Претендент от ПНП сенатор Раза Раббани уже отозвал свое заявление из ЦИК, уточняет ИТАР-ТАСС.
Террористическая активность в стране продолжается, есть и серьезные экономические проблемы
По мнению аналитиков, на такой шаг ПНП была вынуждена пойти в связи со своей крайне низкой популярностью. Партия Зардари, правившая с 2008 года, испортила себе репутацию из-за многочисленных коррупционных скандалов и неэффективной внутренней и внешней политики.
На должность президента баллотируются 22 кандидата. Напомним, его выбирает коллегия выборщиков, в состав которой входят депутаты обеих палат парламента – Национальной ассамблеи и Сената, а также представители законодательных собраний провинций. Тайное голосование будет проходить одновременно в здании парламента в Исламабаде и в зданиях парламентов провинций. Официальные результаты объявят на следующий день.
Закулисный игрок
Фаворитом гонки считается кандидат от правящей партии Пакистанской мусульманской лиги, бывший губернатор южной провинции Синд Мамнун Хусейн. «Я стану президентом для всех пакистанцев, – пообещал Хусейн. – Я покину партию, если меня выберут президентом». Лидер этой партии Наваз Шариф по итогам майских выборов стал премьер-министром.
Своим обещанием Хусейн пытается подчеркнуть свое отличие от Зардари. Дело в том, что ныне действующий президент Пакистана, который пришел к власти в 2008 году на волне огромного народного сочувствия после убийства супруги Беназир Бхутто, исполняя обязанности главы государства, продолжал руководить Народной партией. За это он постоянно подвергался порицанию оппозиции.
До апреля 2010 года, когда была принята 18-я поправка к конституции Пакистана, страна слыла президентской республикой, глава государства обладал большим влиянием. Поправка низвела его до в основном представительских функций, лишила права распускать парламент, увольнять премьера и назначать командующих родами войск. Тем не менее Зардари остается важным игроком на политической авансцене Пакистана.
Сам Зардари, срок полномочий которого истекает 8 сентября, не решился участвовать в выборах, опасаясь поражения. Как отмечает старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников, при нынешнем раскладе сил шансы на его победу были бы невелики.
«Зардари за прошедшее время, несмотря на то, что в Пакистане прошли впервые за последние десятилетия демократические парламентские выборы, то есть без вмешательства военных, не показал себя сильным руководителем. Террористическая активность в стране продолжается, есть и серьезные экономические проблемы», – пояснил газете ВЗГЛЯД Сотников.
«Если учесть, что победила правящая партия Наваза Шарифа, который сейчас на подъеме, и что между ним и Зардари нет рабочих теплых взаимоотношений, то, скорее всего, пройдет Мамнун Хусейн», – добавил эксперт.
Крикетист выставил вперед судью
С Сотниковым соглашается старший научный сотрудник сектора изучения Пакистана ИВ РАН Наталья Замараева, которая отмечает, что кандидатуру Хусейна поддержали и другие партии.
«Вторая кандидатура выдвинута партией «Движение за справедливость», которую возглавляет бывший крикетист Имран Хан. Это бывший судья Ваджихуддин Ахмед. У него очень крепкие позиции в провинции Хайбер-Пахтунхва. Но ему не удалось договориться с другими оппозиционными партиями. Его кандидатура слабее по сравнению с кандидатом правящей партии», – сказала газете ВЗГЛЯД Замараева.
Впрочем, по мнению эксперта, интрига еще сохраняется. «Пакистанское общество должно будет выбрать: либо оно пойдет за премьер-министром Навазом Шарифом и его кандидатурой, или же за новичком в большой политике Имраном Ханом, – добавила Замараева. – Шансов, конечно, больше у правящей партии. Она проделала большую работу. Председатель и президент партии – это два лица – проводили бесконечные переговоры с оппозиционными партиями, потому что им необходимо было набрать достаточное количество выборщиков».
Впрочем, как напоминает Сотников, определяющую роль в жизни страны играют генералы, и они как раз не против Хусейна. «Скорее всего, военных тоже устроит кандидат, который будет представлять Пакистанскую мусульманскую лигу, – полагает он. – Или возможен другой вариант: какой-то коалиционный кандидат. Но, опять же, «главную скрипку» будет играть прежде всего выдвиженец партии Пакистанской мусульманской лиги».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в мае Пакистанская мусульманская лига победила на выборах в Национальную ассамблею, нижнюю палату парламента. Возникла уникальная для Пакистана ситуация: впервые одно правительство сменило другое не в результате военного мятежа, а демократически, через выборы. Более чем за полвека существования государства это были уже 11-е парламентские выборы, и впервые парламент доработал весь положенный срок.