Наибольший за последние два года рост числа прибывших из стран Евросоюза мигрантов зарегистрирован в Великобритании. Согласно опубликованным в пятницу газетой The Sun данным, за первые шесть месяцев года в Соединенное Королевство для работы и проживания прибыли 183 тыс. граждан других государств ЕС.
Вот такой Евросоюз: с одной стороны, «все вместе и все заодно», а когда начинают считать убытки или прибыль, то оказывается, что дружба дружбой, а деньги врозь
«В Великобритании усилился приток граждан из наиболее бедных стран Евросоюза, которые ищут работу, – отмечает газета. – Наибольшее число иммигрантов прибывает сейчас из Италии (рост на 52% по сравнению с первым полугодием 2012 года), Португалии (рост на 45%), Испании (рост на 40%) и Греции (рост на 31%). С 1 января снимаются все ограничения на прибытие в Соединенное Королевство для проживания и работы граждан Румынии и Болгарии».
Как писала газета ВЗГЛЯД, в среду Дэвид Кэмерон призвал ограничить приток эмигрантов из бедных стран ЕС в богатые. В статье, опубликованной в Financial Times, он предложил запрет для граждан новых стран – членов ЕС на свободное передвижение внутри Европы до тех пор, пока ВВП этих государств на душу населения не достигнет среднеевропейских показателей.
Наблюдатели отметили, что Кэмерон фактически объявил граждан недавно вступивших в ЕС государств, таких как Румыния и Болгария, людьми второго сорта. В ответ глава МИД Болгарии Кристиан Вигенин назвал предложения Кэмерона дискриминационными. «Мы обеспокоены, что британское правительство поддается этой пропаганде и отвечает мерами, которые отчасти, по нашему мнению, дискриминационные», – сказал Вигенин, выразив опасение по поводу «кампании, которая продолжается несколько месяцев, против свободного передвижения людей, особенно болгарских граждан».
Франция и Германия, в принципе, поддержали Британию в вопросах борьбы с притоком мигрантом из бедных европейских государств, однако с важными оговорками. В частности, Берлин пообещал снизить меры социальной поддержки мигрантов, а Париж пообещал пресекать злоупотребления правилами ЕС, регулирующими временное трудоустройство работников из других государств, пишет Guardian.
При этом власти обоих государств дали понять, что они не поддержат предложение Лондона ограничить свободное передвижение. Эти же инициативы были ранее жестко раскритикованы в ЕС. В частности, Ласло Андор, комиссар по занятости ЕС, утверждает, что Британия в связи с этим может стать непривлекательной страной, пишет Financial Times.
Кэмерон в пятницу резко отверг критику, прозвучавшую ранее из уст Андора. Премьер напомнил еврокомиссару, что тот получает зарплату из бюджета ЕС, одним из крупнейших доноров которого является Великобритания.
«Если Великобритания хочет покинуть единый рынок, она должна сказать об этом. Но если Британия хочет остаться частью ЕС, она должна смириться со свободным передвижением. Вы не можете в одиночку есть свой кусок пирога, мистер Кэмерон», – в свою очередь заявила европейский комиссар по юстиции и фундаментальным правам Вивиан Рединг. А президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу после переговоров с премьером Британии заявил, что «свободное передвижение является фундаментальным европейским принципом, который должен соблюдаться».
Эксперты отмечали, что ЕС сам совершил ошибку, начав принимать в свои ряды бедные страны. «И теперь ЕС серьезно страдает. Плюс у них система социального обеспечения во многом паразитическая, она стимулирует мигрантов не работать, а жить за счет этой системы, – заявил газете ВЗГЛЯД проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков. – Но дело не в законе. Они могут вполне принять его и ограничить свободу передвижения. Здесь нюанс в том, что Кэмерона нужно поблагодарить: он крайне вовремя опубликовал эту статью – за день до саммита в Вильнюсе. Майдан в Киеве требует евроинтеграции. А Кэмерон им как бы говорит: «Вы, умственно убогие на Майдане! Вы совсем глупые? Мы даже членам ЕС не дадим свободы передвижения: Румынии и Болгарии. А вам никогда! Вы всегда будете для нас полуколонией».
«Есть договоры и юридические моменты, которые должны выполнять все страны, входящие в ЕС. Несмотря на то что Британия не входит в Шенген, она должна учитывать его существование. А вообще, это логичный ход Великобритании, которая всегда стояла особняком в ЕС и применяла к себе особый статус», – пояснил газете ВЗГЛЯД ведущий сотрудник Центра социальных проблем Института Европы РАН Сергей Федоров.
По его словам, Европейский союз давно разделен на ядро, состоящее из стран Западной Европы, и периферию из новичков, к которым могут быть применены некоторые ограничения. При этом механизм борьбы с притоком трудовых мигрантов еще не был разработан и отлажен. «Для «исторического ядра» одни правила, для остальных – с исключениями. И хотя руководители ЕС отрицают это, заявляя, что такое предположение идет вразрез со всеми базовыми принципами Евросоюза и его философией, от реальности никуда не уйти. Приходится принимать такие решения, чтобы не допускать социальных катаклизмов еще более масштабного порядка», – добавил Федоров.
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, член президентского Совета по правам человека Леонид Поляков также напомнил, что попытки ограничения миграции в ЕС не новы.
«И раньше наблюдались попытки защиты некоторых стран ЕС от наплыва мигрантов. Французы реализовали свое право на проверку документов у лиц, пересекающих границу, в явочном порядке, что противоречило правилам шенгенской зоны. Это ситуация, в которой живут по принципу: когда выгодно жить, как все, мы будем подчиняться общим правилам, когда выгодно действовать в интересах своей страны, я буду действовать так», – считает эксперт.
По его словам, европейская система двойных стандартов позволяет старейшим членам блюсти свои интересы даже в обход фундаментальных правил союза.
«Вот такой Евросоюз: с одной стороны, «все вместе и все заодно», «мы одна семья», «один за всех и все за одного», а когда начинают считать убытки или прибыль, то оказывается, что дружба дружбой, а деньги врозь. Когда оказывается, что общие правила приносят ущерб, то тут можно включить самостоятельность. Эта ситуация с ЕС – ни то, ни се, ни государство, ни другой союз, межеумочное состояние, порождающее различные иллюзии. Все это Кэмерон очень хорошо продемонстрировал», – сказал Поляков.