Начальник Главного оперативного управления (ГОУ) Генштаба генерал-лейтенант Сергей Рудской подвел итоги деятельности российских Воздушно-космических сил в Сирии в уходящем году.
Автоцистерны маскируются под обычные грузовики и передвигаются небольшими колоннами по несколько десятков машин
С 30 сентября российской авиационной группой в Сирии выполнено 5240 боевых вылетов, в том числе 145 вылетов самолетов стратегической ракетоносной и дальней бомбардировочной авиации. Только за минувший четверг было нанесено 189 ударов по объектам бандформирований, из них 142 плановых, остальные – по вновь выявленным, из положения дежурства на аэродроме и в воздухе.
Одной из основных задач является уничтожение транспортной инфраструктуры террористов и нарушение их логистических цепочек. На этом направлении особую роль играет выявление и каналов нелегального экспорта нефти, который приносит ИГИЛ* огромные доходы.
Начальник ГОУ ГШ обнародовал карту, на которой нанесены основные направления движения грузового транспорта из нефтяных районов Сирии, подконтрольных террористам. Их четыре. Два пути ведут через территорию ИГИЛ к западной и северо-западной границе, которая контролируется протурецкими сепаратистами – туркоманами. Именно бомбежки этих группировок стали для турок поводом сбить российский Су-24. Вскоре после пересечения границы нефть погружается на танкеры в ближайших портах.
Еще два «живых нефтепровода» идут на восток, на территорию Ирака, оккупированную «Исламским государством*». Оттуда нефть идет на север – опять же в Турцию. Основной на этом направлении маршрут – через иракский Мосул и пограничный населенный пункт Захо.
«На момент съемки в районе Захо с обеих сторон турецко-иракской границы находилось 11 775 бензовозов и фур. Из них 4530 на территории Турции, 7245 – в Ираке», – рассказал Руцкой и показал увеличенные снимки района по квадратам.
«В квадрате «А» на турецкой стороне находится 3850 бензовозов и большегрузных автомобилей. 200 из них движутся в направлении иракской границы, остальные сосредоточены на стоянках», – отметил Рудской. Кроме того, в квадрате «Б», в непосредственной близости от границы, отмечается 1660 бензовозов и фур. Из них на иракской территории – 980 автомобилей, 680 – на территории Турции. В квадрате «В» сосредоточено 4905 бензовозов, в квадрате «Г» – 1360 автомашин, ожидающих пересечения границы.#{smallinfographicleft=780808}
«Необходимо отметить, что через этот пункт пропуска следует нефть, добытая как в Ираке, так и в Сирии», – подчеркнул Рудской.
Колоннами по несколько десятков
По его словам, продолжается и пересечение сирийско-турецкой границы наливниками с нефтью, причем боевики сменили тактику, чтобы снизить потери от действий российской авиации.
«Продолжают использоваться и ранее показанные нами в Сирии северный и западный маршруты. Для исключения потерь от российской авиации террористы перемещаются по ним в основном в ночное время. Автоцистерны маскируются под обычные грузовики и передвигаются небольшими колоннами по несколько десятков машин», – сказал Рудской.
По его словам, всего с начала нанесения ударов ВКС России на территории Сирии уничтожено около двух тысяч таких автоцистерн.
«За последнюю неделю было уничтожено 37 объектов по добыче и переработке нефти, используемых террористами, а также 17 колонн наливников, перевозивших нефтепродукты», – сказал Рудской.
«Мы внимательно проанализировали сообщения зарубежных средств массовой информации, комментарии экспертов и официальных лиц, вышедшие после обнародования Минобороны России информации о маршрутах контрабанды нефти, незаконно добываемой ИГИЛ. Для многих из них информация о том, куда и как идет нефтетрафик с территорий, подконтрольных боевикам, не стала откровением. Представленные нами фото- и видеодоказательства лишь подтвердили имевшиеся догадки и версии о том, кто покрывает источники преступных доходов террористов», – заявил Рудской, добавив, что российская авиация продолжает уделять первостепенное внимание подрыву источников доходов террористов в Сирии.
«Одна автоцистерна вмещает порядка 75 баррелей. Если едет несколько десятков грузовиков, то, умножив количество перевозимой этой колонной нефти, скажем, на 25 долларов, мы можем приблизительно прикинуть прибыль, – сказал газете ВЗГЛЯД замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Сопоставив это с теми потоками, которые были до того, с количеством автоцистерн, уничтоженных за последние недели, мы поймем, что количество нефти и количество денег сократилось раз в двадцать.
Каждый уничтоженный бензовоз – это не просто 75 баррелей, это несколько раз по 75 баррелей, поскольку они едут регулярно, плюс обратно они могут везти продукты нефтепереработки. Уничтожение каждой такой машины – это уничтожение единицы, зарабатывавшей деньги и работавшей на обеспечение мобильности боевиков «Исламского государства». Самое главное, что владельцы автоцистерн вряд ли сейчас будут в большом восторге, когда их будут агитировать работать. С одной стороны, им надо семьи кормить, с другой стороны, своя жизнь дорога».
По его словам, хотя сами по себе бомбежки вряд ли способны кардинально решить проблему, если турецкое правительство будет продолжать поддерживать боевиков и покупать у них нефть, определенный эффект уже достигнут: во-первых, у боевиков сократился денежный поток, а во-вторых, сильно снизилась мобильность.
«В конечном итоге мы видим, что наши войска пытаются минимизировать возможности боевиков по передвижению техники и таким образом лишить их преимущества перед сирийской армией, у которой таких проблем не будет. Будут бегать какие-нибудь люди, которым топливо не нужно, но против танков и артиллерийских установок у них уже будет меньше шансов», – заключил эксперт.
Прибыльный бизнес
Газета ВЗГЛЯД подробно разбирала схемы торговли боевиками сирийской нефтью, ключевым элементом которой является Турция. Большая часть сирийской нефти ИГИЛ добывается на месторождениях в провинции Дейр-эз-Зор на востоке страны. Именно в этой провинции, в относительной близости к границе Ирака, находится скважина Аль-Омар, дающая до 15 тыс. баррелей ежедневно, по данным сирийской правительственной газеты Al Watan. Примечательно, что рабочий коллектив данного объекта после прихода ИГИЛ остался в целом прежним. Месторождение Аль-Танак, находящееся на востоке провинции, может обеспечить добычу до 17 тыс. баррелей в день. Нефть здесь можно купить за 40 долларов за баррель.
Месторождение объемом примерно в 600 тысяч баррелей в день – Аль-Таим – находится чуть западнее, ближе к важнейшему логистическому объекту ИГИЛ – дороге, соединяющей юго-восток Сирии и юг Турции (дорога также идет на север Ирака). К этим же нефтяным полям относится месторождение Аль-Харата объемом в 1000 баррелей в день.
Всего, по данным The Guardian, на территориях Сирии, контролируемых «халифатом», находится шесть крупных нефтяных месторождений.
По сведениям на довоенный 2010 год, Сирия добывала 368 тыс. баррелей нефти в сутки при доказанных запасах в 2,5 млрд баррелей. Это данные US Energy Information Administration (EIA), независимого агентства в составе федеральной статистической системы США. «Черное топливо» вывозилось через порты Банияс, Тартус и Латакия. В нефтедобыче участвовали такие «киты», как Shell Oil и Total, а также российская Татнефть.
До начала войны в Сирии добывалось порядка 350 тыс. баррелей в сутки (в 2010-м – 386 тыс., в 2011-м – 333 тыс.), а в прошлом, 2014-м, году на территории, контролируемой правительством, было уже порядка 40 тыс. баррелей в сутки. Очевидно, что добыча так сильно упасть не могла, да и об уничтоженных местах добычи нефти не сообщалось, так что можно себе представить объем черного экспорта. Есть сведения, что на территории «Исламского государства» действуют небольшие нефтеперерабатывающие производства.
По минимальным оценкам экспертов, в этом бизнесе крутятся несколько сотен миллионов долларов ежемесячно.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ