Общество

Сергей Романчиков

«Очень субъективный термин»

19 апреля 2013, 19:05

Фото: Universal

Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу поручил МВД и Минюсту во взаимодействии с депутатами Госдумы проработать вопрос об определении в законодательстве понятий «опасное вождение» и «неосторожное вождение», предусмотрев и санкции за соответствующие правонарушения».

У нас, к примеру, есть понятие «спортивное вождение», которое относится к езде на треках. А «опасное вождение» – это очень субъективный такой термин

Кроме того, премьер высказался за пропаганду в СМИ вежливого вождения на российских дорогах.

«Подготовить предложения по регулярному выпуску в средствах массовой информации просветительских программ, публикаций и социальной рекламы, направленных на формирование ответственного поведения участников дорожного движения, неприятие агрессивного поведения», – говорится в перечне поручений по итогам совещания по повышению безопасности дорожного движения у премьера.

Другое поручение главы правительства касается поддержки мер, направленных на развитие «института общественного контроля за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД», а также «на создание нетерпимого отношения к нарушителям и неотвратимости наказания для нарушителей, выявленных в процессе общественного контроля».

Отметим, что о необходимости введения уголовной ответственности за опасное вождение и о том, что данный термин в принципе нужно прописать в законодательстве, ранее высказывался известный эксперт в области транспорта Михаил Блинкин. Об этом он, в частности, говорил и на совещании по дорожной ситуации у премьер-министра 29 марта.

О том, что такое опасное вождение и как с ним бороться, газета ВЗГЛЯД спросила у директора клуба безопасного управления автомобилем Extrim Drive Сергея Романчикова.

Директор клуба безопасного управления автомобилем Extrim Drive Сергей Романчиков (фото: extrimdrive.ru)

ВЗГЛЯД: Сергей Борисович, давайте начнем с главного. Что такое опасное вождение?

Сергей Романчиков: На самом деле степень опасности вождения определить достаточно сложно. Нужны какие-то очень жесткие критерии, которых я пока сформулировать не могу. У нас, к примеру, есть понятие «спортивное вождение», которое относится к езде на треках. А «опасное вождение» – это очень субъективный термин.

ВЗГЛЯД: Стоит ли вообще государству определять эти четкие критерии и начинать бороться с этим явлением?

С. Р.: На мой взгляд – не стоит. Потому что уже есть правила дорожного движения, которые достаточно хорошо и правильно описывают поведение водителя на дороге. Что мы обычно подразумеваем под опасным, экстремальным вождением? Наверное, имеются в виду некие хулиганы, которые эти самые правила и не соблюдают. Но за это уже предусмотрена ответственность.

ВЗГЛЯД: Существующих санкций достаточно?

С. Р.: Я считаю, что достаточно. Просто нужно соблюдать существующие правила и следить за тем, чтобы существующие законы исполнялись. Этого достаточно, чтобы регулировать дорожное движение. А вопрос об опасности и неосторожности – это субъективная характеристика водителя.

На мой взгляд, лучше подумать над историей нарушений водителя – назовем ее так. Потому что, если человек регулярно что-то нарушает, понятно, что его стиль вождения представляет большую опасность для окружающих. То есть, нужно оценивать его действия, примерно как оценивает страховая компания. Можно подумать о введении прогрессивной шкалы штрафов или какого-то другого похожего механизма.

А о том, что такое хорошее вождение и что такое опасное, постоянно спорят и эксперты, и преподаватели автошкол, и интернет-сообщество.

ВЗГЛЯД: Можно подробнее о прогрессивной шкале?

С. Р.: Если мы будем рассматривать какие-то конкретные случаи «опасного вождения», тут могут быть сложности. К примеру, если машина резко вильнет, ее занесет и так далее – это может быть и случайность, или колесо отвалится, или человек куда-то очень спешил, но при этом вел очень аккуратно... То есть, один такой случай его не характеризует.

Вождение, наверное, нужно рассматривать как любую профессиональную деятельность. Как работу бухгалтера на предприятии. Если он достаточно долго работает хорошо, то существует понятие выслуги лет и т. д.

У нас сейчас с точки зрения оценки вождения есть понятие стажа и, в принципе, все. Больше никаких характеристик качества вождения нет. Но именно опасность на дороге и риск попадания в ДТП из одного только стажа не следуют. Я думаю, прогрессивная шкала пригодилась бы для назначения штрафов.

ВЗГЛЯД: В вашем понимании «опасного вождения», кто его чаще всего демонстрирует на российских дорогах?

С. Р.: Наверное, наибольшую опасность представляют неопытные водители с маленьким стажем. Особенно тяжело в Москве, в больших городах с их постоянными пробками.

Мы видим недоученность начинающих водителей. Правила дорожного движения, нормы и стандарты у нас, можно сказать, европейские, но они все-таки недостаточны. Потому что у нас на дорогах, например, есть ямы серьезные, лужи иногда по колено, которые не предусмотрены в экзаменах автошкол. И после школы 50% водителей надо доучивать.

Вообще в практике вождения существует определение «опасного вождения», но это не то, о чем речь идет в законе.

#{smallinfographicleft=555161}Приведу пример. Есть ситуации, когда аварии просто не избежать. И в этом случае даже ПДД допускают нарушение тех обычных правил, которые мы знаем. Например, на каком-то склоне у кого-то отказали тормоза, и он летит в пропасть, не может затормозить. В этом случае вполне нормально использовать контактное торможение. То есть, упереться в какой-нибудь грузовик и т. д. Да, он совершит ДТП, да, будет виноват, что-то испортит, и со стороны это может выглядеть, как опасное вождение и хулиганство. Но он будет спасать жизни.

То есть мы подразумеваем под «опасным вождением» аварийные ситуации, которые происходят независимо от водителя. И чтобы выйти из них, требуется нарушать правила. В законе же, наверное, речь пойдет совсем о другом.

ВЗГЛЯД: А как дела обстоят за границей, в Европе?

С. Р.: В Европе, во-первых, сильно проще сами условия дорожного движения, там хорошо сконструированы дорожные развязки, там нет такого, что у нас называется плохими дорогами. К тому же, если говорить о профессиональных водителях, то есть людях, которые работают на предприятиях и т. д., они периодически проходят там курсы повышения профессионального водительского мастерства. И это, конечно, хорошо влияет на общую ситуацию.

ВЗГЛЯД: А что вы думаете по поводу пропаганды «хорошего вождения»? Будет толк от нее?

С. Р.: Пропаганда – вещь правильная. Потому что у многих водителей действительно уровень культуры вождения и понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, просто отсутствует.

ВЗГЛЯД: Вы думаете, что если они увидят по ТВ ролик о «хорошем вождении», они перестанут агрессивно вести себя на дороге?

С. Р.: Вопрос об агрессивном вождении сложный, я повторюсь. Если мы имеем в виду тинейджеров, которые купили мощную машину и хотят на МКАД погонять на скорости 200 км в час, если это опасное вождение, тот тут решение может быть только одно.

В Европе уже давно к этому пришли. Там есть очень много спортивных центров, есть автоклубы для людей, которые хотят получить адреналин. Но для этого нужны специальные машины, специальные треки, специальные тренеры. У нас же таких доступных площадок фактически нет, и люди, стритрейсеры, те, кто по ночам находят какие-то трассы, вынуждены что-то придумывать. Если бы у нас была соответствующая инфраструктура, то большинство тех, кто хотел бы получать удовольствие от большой скорости – а таких очень много, фактически каждый второй нормальный человек, водящий машину, – они бы ушли туда с наших дорог.

ВЗГЛЯД: И последнее что вы думаете о «нулевом промилле»?

С. Р.: Мое мнение: ноль – это цифра очень непонятная с точки зрения математики. Всегда можно найти то или иное отклонение от ноля в любом процессе. И существует же уже практика в Европе, сложившаяся десятилетиями, где 0,3–0,5 промилле.

Я считаю, что нужно оценивать опасность вождения не по количеству этих промилле, тем более, в таких маленьких масштабах, а, например, по каким-то реакциям. По какому-то мини-тесту, как в фильмах показывают. И какое-то минимальное количество тех же промилле, считаю, должно допускаться.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

ТАСС: Из ВСУ за год дезертировали или ушли в самоволку более 200 тыс. человек
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов