Общество

16 мая 2012, 18:15

Superjet-100 перед катастрофой ушел с запланированного курса

Фото: Reuters

Как оказалось, перед катастрофой на острове Ява Sukhoi Superjet-100 уклонился от курса. При этом соответствующего разрешения диспетчеров экипаж не получал. Более того, в роковом полете российского лайнера был задействован резервный самолет. Планировалось, что в демонстрационном полете будет участвовать другой лайнер: точно такой же, но с другим номером.

Российский самолет Sukhoi Superjet-100 перед катастрофой на западе острова Ява ушел с запланированного курса, не спросив на это разрешения диспетчеров, сообщил в среду заместитель главного менеджера индонезийской госкомпании PT Angkasa Pura Мулъя Абди.

Российский самолет сделал круг в районе авиабазы Atang Sanjaya, расположенной в 12 км от горы Салак, перед тем как изменить запланированный курс

«Вопрос в том, почему пилот решил отклониться от своего курса», – сказал менеджер компании, занимающейся управлением воздушного движения в стране. «Он не попросил разрешения это сделать», – отметил он, ссылаясь на данные авиадиспетчеров его компании.

По словам Абди, российский самолет сделал круг в районе авиабазы Atang Sanjaya, расположенной в 12 км от горы Салак, перед тем как изменить запланированный курс, сообщает «Интерфакс».

При этом менеджер компании PT Angkasa Pura указал, что для окончательных выводов о происшедшем следует дождаться официальных итогов расследования катастрофы, которое ведет Национальный комитет по безопасности на транспорте Индонезии.

Ранее представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддин сообщил журналистам, что российский самолет, врезавшийся в склон горы Салак на западе индонезийского острова Ява, перед катастрофой пытался снизу обойти мощные кучево-дождевые облака, простиравшиеся до высоты 11 км.

«Для облета облака сверху самолету бы потребовалось забираться на большую высоту – в тот день облака в районе горы Салак простирались от 3 тыс. метров до 11,1 тыс. метров, – пояснил он. – В такой ситуации пилот будет искать возможность облететь облака слева, справа или снизу».

По его словам, «просьба пилота, с который он обратился к диспетчерам, снизиться с 3 тыс. метров до 1,8 тыс. метров выглядит вполне разумно, если другого выхода нет». Что произошло затем, изменил ли он маршрут полета, он не знает.

Но, как считает эксперт, возможно, было поздно принять во внимание горную местность в этом районе. Высота горы Салак, в которую врезался самолет, составляет 2,1 тыс. метров, напомнил он. По мнению спасателей, самолет ударился плашмя о склон горы Салак. Видимо, летчик, увидев гору, пытался в последний момент резко набрать высоту.

Резервный лайнер

Вместе с тем в среду стало известно, что из-за возможных отклонений в работе одного из двигателей в Пакистане 6 мая произвели замену самолета Sukhoi Superjet-100 на идентичный лайнер. «В ходе перелета из Казахстана в Пакистан на самолете SSJ-100 с бортовым номером 97005 сработала индикация оповещения об отклонении одного из агрегатов двигателя от заданных параметров работы. Все остальные параметры двигателя были в норме», – сказал представитель компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), передает РИА «Новости».

Изначально к первому демонстрационному турне SSJ-100 по шести азиатским странам, учитывая большую протяженность турне – более 15 тыс. километров, было подготовлено два самолета: с бортовым номером 97005 как базовый вариант и 97004 – как резервный.

«В связи с тем что на самолете планировалось проводить демонстрационные полеты с пассажирами, было принято решение произвести замену бортов: в Карачи из Жуковского 6 мая прибыл идентичный по своим характеристикам самолет под номером 97004», – сказал представитель ГСС.

Эту информацию подтвердил и россиянин Сергей Доля, который должен был находиться на борту разбившегося самолета. «Весь рейс из Казахстана я проспал. За 15 минут до посадки меня разбудил полетный бортинженер Алексей Киркин и попросил меня пристегнуться и поставить спинку кресла в вертикальное положение. Я увидел, что дверь в кабину открыта, и спросил его: могу ли я поснимать на посадке. Он не возражал», – написал Доля в своем блоге. 

«Приземлялся я в кабине, стоя за пилотами. Они меня видели и тоже не возражали. Приземлились без проблем», – рассказал россиянин. 

На следующий день представитель «Сухого» Андрей Муравьев сказал пассажирам, что дальше они полетят на другом самолете, потому что этот должен вернуться в Москву ради представителей EASA (European Aviation Safety Agency), которые занимаются сертификацией Superjet под европейские стандарты. 

«Честно говоря, мы тогда не придали этому значения, так как нам было все равно, на каком суперджете лететь», – отметил блогер, добавив, что увеличил одну из своих фотографий, сделанных при посадке в Карачи. «На ней четко видно, что с двигателем действительно были проблемы. Так что я думаю, что настоящая причина замены самолета была в неисправности двигателя», – констатировал он. 

Тем не менее «пятерка» благополучно и без проблем долетела до Москвы с посадкой в Астрахани.

#{smallinfographicleft=485028}Обратно из Карачи в Жуковский борт 97005 без каких-либо проблем и ремонта был отправлен 9 мая для дальнейшего участия в программе летных испытаний по расширению условий эксплуатации. Представитель ГСС подчеркнул, что возможные неполадки на борту 97005 не имеют никакой связи с катастрофой самолета под номером 97004.

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), проводившего с 2003-го по 2010 год испытания новейшего российского самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) на аэродинамику, прочность и управляемость, отметили в свою очередь, что воздушное судно успешно прошло все испытания и полностью соответствует всем российским и международным нормам безопасности.

«Особое внимание наряду с обеспечением высокого аэродинамического качества самолета уделялось обеспечению его безопасности полета на всех режимах, включая поведение самолета на критических и закритических углах атаки. Большое внимание уделялось условиям работы двигателя, влиянию льдообразования на аэродинамику самолета», – отмечается в сообщении ЦАГИ.

Результаты этих исследований, добавили в пресс-службе ЦАГИ, подтверждают высокий уровень аэродинамического совершенства самолета, характеристик устойчивости и управляемости на крейсерских и взлетно-посадочных режимах полета.

Сделки состоятся

Несмотря на все эти новости, индонезийский авиаперевозчик Sky Aviation подтвердил, что не собирается откладывать покупку авиалайнеров Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). «Подписанный нами меморандум о взаимопонимании действует и в настоящее время», – заявил в интервью индонезийскому изданию Kompas генеральный управляющий по маркетингу Sky Aviation Сутито Зайнуддин.

#{image=629249}По его словам, для реализации планов расширения географии полетов его авиакомпании в пределах Индонезии необходимы новые самолеты. Это в особенности касается небольших авиалайнеров вместимостью до 100 пассажиров, способных пользоваться более короткими взлетно-посадочными полосами, добавил он.

Для справки: Sky Aviation является небольшим индонезийским авиаперевозчиком, выполняющим рейсы преимущественно в пределах главного индонезийского острова Явы и на соседний Бали и лишь один международный – в соседнюю Малайзию. На борту разбившегося о склон горы Салак российского лайнера находились 14 сотрудников Sky Aviation, отмечается на его официальном сайте.

Всего ГСС заключили с индонезийскими компаниями контракты на 42 лайнера SSJ-100, три из которых должны были поставить уже в этом году. В частности, индонезийский авиаперевозчик Kartika Airlines в 2010 году подписал с ГСС контракт на поставку 30 самолетов Sukhoi Superjet-100 в базовой конфигурации. Их суммарная стоимость на тот момент оценивалась почти в миллиард долларов, а поставка была запланирована на 2012–2015 годы.

По сообщениям индонезийских СМИ, большой интерес к новому самолету демонстрировали еще два индонезийских авиаперевозчика.

Поиск тел продолжается

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет SSJ-100 пропал с экранов радаров 9 мая в 11.21 мск примерно в 40 морских милях от аэропорта индонезийской столицы Джакарты. Sukhoi Superjet выполнял демонстрационный полет в рамках первого в истории современной отечественной авиации road show пассажирского самолета.

11 мая спасатели Индонезии высадились с вертолета на место крушения российского лайнера Sukhoi Superjet-100. Самолет упал в крайне труднодоступном месте.

Как сообщал российский блогер Сергей Доля, который находился в Джакарте и вел оттуда онлайн-репортаж: «Салак – это очень высокая гора с крутыми склонами, заросшими непроходимым лесом. С рассветом, как только рассеялся туман, поиски продолжили на вертолетах, только так и было найдено место крушения самолета». На то, чтобы спуститься с вертолетов, ушли еще сутки – мешали погодные условия. Взобраться по практически отвесному склону горы также оказалось крайне сложно.

Разбившимся самолетом управлял опытный экипаж. Командир экипажа Александр Яблонцев поднимал в воздух самый первый самолет Sukhoi Superjet-100. Кроме него на борту из граждан России также были второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, инженеры Алексей Киркин и Денис Рахимов, а также сотрудники компании «Гражданские самолеты Сухого» Николай Мартыщенко, Евгений Гребенщиков и Кристина Куржукова.

Как говорится в сообщении ГСС, на борту разбившегося в Индонезии самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) было восемь россиян, 35 граждан Индонезии, американец и француз. Список опубликован на сайте компании.

Пресс-атташе посольства России в Индонезии Дмитрий Солодов заявил в среду «Интерфаксу», что поиск тел россиян продолжается. «Мы пока не можем с точностью ответить на вопрос, все ли россияне найдены. Работа трудоемкая, она еще продолжается», – сказал он.

На вопрос, когда на родину будут отправлены тела тех россиян, которые уже были обнаружены, Солодов ответил: «Чтобы отправить их в Россию, необходимо подтвердить, что это россияне. Опознание еще займет какое-то время».

Собеседник агентства также напомнил, что на данный момент найден только один бортовой самописец – речевой. «Поиски второго еще ведутся», – добавил он.

Текст: Валерия Вдовенкова

Вам может быть интересно

Япония сообщила, что санкции США не затронут ее участие в «Сахалине-2»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?