Исполняющий обязанности вице-премьера Дмитрий Рогозин в четверг назвал предварительную версию катастрофы лайнера Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), к которой склоняются эксперты.
Мнение экспертов первичное говорит о том, что техника работала безотказно
«Мнение экспертов первичное говорит о том, что техника работала безотказно. То есть это, возможно, какой-то человеческий фактор», – заявил Рогозин в четверг, передает РИА «Новости».
В то же время он отметил, что «все, что будет связано с попыткой выдвигать какие-то версии этой катастрофы, этой трагедии, это будет чистая спекуляция, в том числе с моей стороны».
Он также выразил уверенность, что у самолета Sukhoi Superjet большое будущее, несмотря на катастрофу. «Летчики высокого мнения об этой машине. Это все печально и трагично, но, тем не менее, хочу сказать, что сама по себе машина, я уверен, имеет большое будущее. Она перспективна, конкурентоспособна», – сказал и. о. вице-премьера.
Ранее ряд экспертов публично высказали мнение о том, что трагедия могла произойти вследствие фатальной ошибки пилотирования в сложных условиях местности.
Один из наиболее опытных пилотов индонезийской авиакомпании Merpati Nusantara Airlines Ронни Роснади прямо заявил, что экипаж российского самолета нарушил требования высоты полета в районе гор. «То, что он снизился ниже 1800 метров, является нарушением минимально разрешенной высоты пролета над препятствиями. В этой местности минимально разрешенная высота составляет 3300 метров», – приводит его слова «Интерфакс».
Авиационный эксперт Джерри Соежатман рассказал в интервью индонезийскому изданию Jakarta Globe, что условия местности в районе горы Салак, где произошло крушение, не подходили для демонстрационного полета российского самолета.
«На горе Салак местность с крутыми подъемами и спусками. Там не рекомендуется совершать демонстрационные полеты, я бы рекомендовал для этих целей регион Индрамаю на западе острова Ява, а также регион Кракатау», – сказал он.
Соежатман в прошлом летал на гору Салак в рамках экспедиции с целью составления карт. По его словам, российские пилоты, которые, предположительно, до этого не летали в Индонезии, должны были проявить максимальную осторожность при разработке маршрута полета в горных регионах острова Ява.
Он согласился с коллегой в том, что российский самолет должен был пролететь над горой на высоте не менее 3353 метров. Высота горы составляет 2211 метров.
«Насколько я знаю, пилот запросил разрешение на полет на высоте 1829 метров. Возможно, они запросили эту высоту, так как не были знакомы с местными погодными условиями или не беспокоились о погоде», – предположил эксперт.
По его мнению, пилоты также должны были учитывать время суток. «Утром небо чистое, есть небольшой туман. Ближе к полудню оно ясное, однако иногда появляются облака. После обеда облака могут быстро появляться. Они бы не создали проблем, если бы лайнер летел на высоте более 6000 метров», – заявил эксперт. Соежатман предположил, что лайнер врезался в отвесную скалу. «Если картина, которую я вижу, верная, самолет не упал. Он врезался в отвесную скалу», – добавил он.
В то же время летчик-испытатель заместитель гендиректора ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Рубен Есаян задается вопросом, почему на самолете не сработала система предупреждения столкновения с землей. «Главный вопрос в том, почему не сработала система предупреждения столкновения с землей. Этот самолет проходил испытания в Минеральных Водах на работу системы по предупреждению столкновения с землей. Система испытывалась на различных географических объектах; и на горах, и на холмах система работала исправно. Но что произошло в данном случае с Superjet – неизвестно. Что-то пошло не так», – сказал он.
Эксперт добавил, что два раза осуществлял полеты в Джакарте. «В самой Джакарте местность холмистая, но чем дальше от города, тем рельеф становится выше и появляются уже настоящие горы», – сказал он и добавил, что во время катастрофы погодные условия были очень сложными.
Самолет Sukhoi Superjet-100, на борту которого было 45 человек из пяти стран, включая восьмерых россиян, пропал с радаров вечером 9 мая. Во время выполнения второго демонстрационного полета в Индонезии были потеряны радиосвязь и отметка на обзорном радиолокаторе с самолетом Sukhoi Superjet-100. Первый полет был совершен в этот же день и прошел в штатном режиме. До потери связи никакой информации об отказе систем на самолете не было. Самолет совершил около 500 полетов, общий налет – более 800 часов.
За штурвалом воздушного судна находился командир экипажа Александр Яблонцев, шеф-пилот компании ГСС, летчик-испытатель первого класса, налет свыше 10 тыс. часов практически на всех видах воздушного транспорта.
#{smallinfographicleft=485028}В четверг индонезийская поисково-спасательная группа обнаружила с вертолета обломки машины в районе горы Салак. Однако до места крушения спасатели до сих пор не дошли. Поиски приостановлены до рассвета из-за наступления темноты. «Работы в районе авиакатастрофы прекращены по двум причинам: сложнейший рельеф и наступление темноты. Днем с вертолетов были видны выгоревшая область от 70 до 100 метров в диаметре, а также небольшие обломки. Крупных фрагментов на склоне не видно – видимо, они сползли по отвесной стене в глубокую лощину у подножия горы Салак», – сообщил представитель кризисного центра в Джакарте.
Демонстрационный тур самолета Sukhoi Superjet-100 под девизом «Приветствуем Азию» стартовал 3 мая. Компания ГСС планировала показать лайнер с серийным номером 95005 в шести странах: Казахстане, Пакистане, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе и Мьянме. В каждом пункте назначения самолет должен был быть показан на демонстрационной площадке и выполнить показательный полет для специально приглашенных гостей и представителей СМИ.
Информированный источник в российской авиационной отрасли сообщил «Интерфаксу», что Superjet-100 не был передан ни одной авиакомпании и принадлежит фирме-изготовителю. «Таким образом, это самолет так называемой экспериментальной авиации. Расследованием инцидентов с такими воздушными судами занимается не Межгосударственный авиационный комитет, а Служба безопасности полетов авиации Минобороны», – сказал он.
В январе прошлого года SSJ100 получил сертификат типа АР МАК. 19 апреля 2011 года первый серийный SSJ100 был поставлен армянской авиакомпании «Армавиа». В феврале 2012 года SSJ100 получил сертификат типа EASA. По состоянию на середину апреля 2012 года восемь самолетов SSJ100, эксплуатируемых авиакомпаниями «Армавиа» и «Аэрофлот», выполнили более 3350 коммерческих полетов общей продолжительностью около 6500 летных часов.
Трагедия в Индонезии – первая в истории катастрофа самолета SSJ-100, который в последние годы считался надеждой российского авиапрома. Произошедшее породило ряд опасений за судьбу разработки, репутация которой оказалась под вопросом. Индонезийские СМИ сообщили, что местный авиаперевозчик Kartika Airlines может заморозить контракт на поставку 30 лайнеров стоимостью 1 млрд долларов.
В компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) агентству «Прайм» сообщили, что на сегодняшний день в портфеле 168 твердых заказов на SSJ-100, что означает согласование условий покупки бортов.
Первый серийный Sukhoi Superjet-100 был поставлен в апреле 2011 года армянской авиакомпании «Армавиа». Затем самолеты стал получать «Аэрофлот», эксплуатирующий в настоящее время семь SSJ-100. Всего авиакомпания заказала 30 самолетов. После известия о катастрофе в Индонезии «Аэрофлот» поспешил заявить, что отказываться от эксплуатации этих самолетов не планирует.
Ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet-100, разработанный и произведенный ГСС, вмещает около 100 пассажиров. Дальность полета для базовой версии – чуть более 3000 километров, для второй версии – более 4500 километров. Этот самолет стал первым российским самолетом, произведенным в постсоветское время. Первый полет он совершил 19 мая 2008 года. Программа по созданию семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 в настоящее время является основным проектом компании. Семейство состоит из двух самолетов пассажировместимостью 75 и 95 кресел в конфигурации с базовой и увеличенной дальностью. Стоимость базовой версии самолета составляет 35,4 миллиона долларов, версия с увеличенной дальностью полета (LR) – 36,2 миллиона долларов.