«Будут изучены недочеты»
Будут изучены недочеты, которые вскрылись при обеспечении войск сторонними организациями
В понедельник новый начальник Генштаба генерал-полковник Валерий Герасимов провел встречу с военными атташе иностранных государств, где рассказал о направлениях строительства российских Вооруженных сил и о том, как пойдет военная реформа после смены руководства военного ведомства.
По словам Герасимова, резкого реформирования Вооруженных сил не будет, однако начатые реформы будут скорректированы. «Предвосхищая ваши вопросы о возможности резкого изменения курса военного строительства, отмечу, что его не будет. Президентом в 2008 году обозначены четкие задачи развития нашей армии, они будут выполнены. Естественно, какие-то вопросы подвергнутся определенной корректировке с учетом вскрывшихся недостатков», – сказал он, передает РИА «Новости».
«Будут изучены недочеты, которые вскрылись при обеспечении войск сторонними организациями», – добавил генерал.
«Думаю, после этого взвешенно и сбалансированно отладим все механизмы надежного функционирования Вооруженных сил», – сказал Герасимов.
«Герасимов как человек, связанный присягой и должностью, безусловно, не может позволить себе в масштабе всех Вооруженных сил заявить о том, что были допущены грубейшие ошибки, и тем более заявить это иностранным военным атташе, потому что тем самым будет нанесен урон боеспособности, – заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владислав Шурыгин. – Поэтому он заявил о коррекции курса, что подразумевает не отказ от реформы как таковой – собственно говоря, никто не говорит, что реформу нужно останавливать, прекращать или проводить заново. Речь идет о коррекции, вопрос, что понимать под этим словом. Это может быть перестройка всего здания, а может быть просто смена надписи на фасаде. Начальник Генерального штаба отлично понимает тот масштаб коррекции, которая ему предстоит. Думаю, что она будет достаточно серьезной. Но, безусловно, никто не будет останавливать реформу, потому что по результатам предыдущего этапа реформа назрела и уже жизненно необходима».
«Первостепенное внимание»
Герасимов сообщил также, что в Минобороны будет создана новая структура, которая займется решением проблем контрактации и качества военной техники. «Поставки новейших вооружений – это сложнейший процесс. Тем не менее в Минобороны решением министра будет создана структура, которая позволит контролировать не только своевременную контрактацию вооружений и военной техники, но и работу по созданию вооружений на всех этапах цикла», – заявил НГШ.
Он отметил, что «первостепенное внимание будет уделяться созданию современных образцов вооружений и военной техники для каждого вида и рода войск». «Самое главное – получить такое вооружение, которое бы обеспечивало решение боевых задач в любых видах военных конфликтов и на обозримую перспективу», – добавил он.
Напомним, весь прошлый год продолжался конфликт между Министерством обороны и предприятиями оборонной промышленности, которые провалили все сроки заключения контрактов. Договориться не могли по ценам: предприятия заявляли о подорожании материалов и энергии, в связи с чем они вынуждены повышать цены на свою продукцию, чтобы не остаться в убытке. Военное ведомство заключать такие контракты отказывалось. Президент и премьер не раз вынуждены были лично вмешиваться в споры Минобороны и руководителей ОПК вокруг цен по контрактам гособоронзаказа. Тем не менее 84 государственных контракта в прошлом году так и остались невыполненными.
Не менее одиозными стали скандалы, связанные с претензиями военных к качеству российской продукции. Так, в начале этого года бывший начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что военное ведомство вообще в ближайшие пять лет не будет закупать российскую бронетехнику для Сухопутных войск.
Больше контрактников
Генерал-полковник Герасимов говорил также о принципах комплектования российских Вооруженных сил. Он в очередной раз повторил то, о чем военачальники говорили уже много раз: от обязательного призыва молодых людей отказываться никто не собирается. «В России во все времена военная служба являлась делом чести и почетной обязанностью каждого гражданина. Мы никогда не ставили перед собой задачу сделать российскую армию полностью контрактной», – сказал Герасимов. Отметим, задача перехода на контрактную армию озвучивалась руководством России в 90-е годы, даже назывались сроки – к 2000 году. Однако назначенный в 2001 году министр обороны Сергей Иванов развеял иллюзии, заявив, что, проанализировав зарубежный опыт, руководство решило остановиться на смешанном принципе комплектования.
В понедельник начальник Генштаба напомнил, что «руководством государства принято решение ежегодно в течение пяти лет увеличивать число военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс.».
«К 2017 году их количество в Вооруженных силах должно составить 425 тыс. человек, а соотношение солдат и сержантов из числа военнослужащих по контракту к военнослужащим по призыву – 60 к 40% соответственно», – сказал он.#{weapon}
По его мнению, контрактниками будут замещаться должности солдат и сержантов, требующие специальных технических знаний.
Генерал также отметил, что с 2008 года, когда срок службы по призыву сократился до года, командиры научились готовить солдат за этот короткий период, и заверил, что увеличивать срок службы не планируется. «В видах и родах войск за это время выработана система подготовки специалистов. Эта система вполне достаточна для того, чтобы сохранить службу по призыву сроком в один год», – подчеркнул он.
Напомним, в ноябре глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов заявил, что года, в течение которого призывники проходят службу, недостаточно, чтобы сделать из них солдат. По мнению Комоедова, сокращение срока службы было политическим решением, которое «плохо влияет на боеготовность армии».
В Генштабе заявили, что планов увеличивать срок службы нет, а в Кремле выразили недоумение по поводу этой инициативы. «Подобных планов однозначно нет», – сказал источник в Кремле. Он напомнил, что еще до 2005 года Владимир Путин обещал сокращать срок службы в армии, планомерно он уменьшался сначала с двух до полутора лет, а затем с полутора лет до года. «Таким образом, обещания Путина были выполнены, никто менять их не собирается», – сказал собеседник агентства. «В стратегическом плане ориентир сохраняется – это постепенный переход на контрактную систему с сохранением призыва», – добавил источник.
После этого Комоедов сообщил, что постановка вопроса о продлении срока является его личной позицией.
Все как в Мулино
Касаясь вопросов боевой подготовки, генерал Герасимов сообщил, что в Западном военном округе в настоящее время строится перспективный центр подготовки войск с современным тренировочным комплексом.
По его оценке, полигон в Мулино «позволит в режиме реального времени с имитацией боя готовить и оценивать действия как подразделений, так и каждого военнослужащего». «В ближайшее время мы намерены создать такие центры в каждом военном округе», – сказал Герасимов.
Отвечая на вопрос военного атташе Турции о том, как решается проблема с жильем для военнослужащих в зонах повышенной опасности, Герасимов сказал: «На территории РФ сейчас регионов, где бы проживание военнослужащих осуществлялось в каких-либо зонах риска, нет».
«Даже Чеченская Республика, где сравнительно недавно проводилась контртеррористическая операция, стала одним из спокойных уголков России», – сказал Герасимов.
«Сотрудничество должно развиваться»
Когда речь зашла о международном сотрудничестве, начальник Генштаба сообщил, что в этом году план военного сотрудничества по линии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) выполнен полностью.
По его словам, «в этом году, возможно, будет принято решение о создании Военного комитета ОДКБ».
Герасимов напомнил, что в 2012 году по линии ОДКБ «проведено несколько мероприятий оперативной и боевой подготовки». «Мы считаем, это сотрудничество должно развиваться», – сказал он.
«По линии ОДКБ военное сотрудничество не стоит на месте, оно будет развиваться и в дальнейшем», – подчеркнул глава Генштаба.
Он также рассказал, что на базе войск ОДКБ будет создана система противовоздушной и противоракетной обороны.