Британский фрегат Chatham, флагман патрульных сил НАТО в районе Восточной Африки, уничтожил в этом районе два пиратских бота, сообщает BBC.
Они увидели, как пираты сбрасывали в море различные предметы, в том числе оружие и другое оборудование
Операция, об успешном завершении которой стало известно в ночь на вторник, началась еще 14 мая, когда вертолет, поднявшийся в воздух с борта фрегата, заметил в 150 милях от побережья Танзании судно, которое тащило на буксире два быстроходных бота.
Всю ночь за подозрительными судами велось наблюдение с привлечением патрульного самолета, действовавшего с военно-морской базы Евросоюза на Сейшельских островах. А на заре, как сообщается в пресс-релизе руководства королевского военно-морского флота, морские пехотинцы провели «хорошо спланированную операцию». Как подчеркивает руководство Североатлантического альянса, прежде чем британские морские пехотинцы пошли на захват ботов, они удостоверились в их неблаговидных намерениях. В частности, они увидели, как пираты сбрасывали в море различные предметы, в том числе оружие и другое оборудование.
Когда морпехи высадились на большое судно, буксировавшее боты, они обнаружили на борту 10 сомалийцев и большое количество топлива. Боты были оснащены мощными подвесными моторами, на каждом из них также содержался изрядный запас горючего.
В итоге оба пиратских бота были потоплены – их расстреляли с фрегата Chatham и вертолета. 10 сомалийцев, предположительно, пиратов, сдались в плен. Но сразу после этого британские военные моряки решили оставить морских разбойников на борту большого судна с топливом, которого достаточно для возвращения в Сомали.
После завершения операции командир фрегата Chatham капитан 3-го ранга Саймон Хантингтон выразил удовлетворение тем, что его корабль сумел «нарушить планы пиратской группы захвата, действующей в сомалийском бассейне, сорвал их планы нападений на торговые суда». «Это однозначно демонстрирует готовность и решимость блока НАТО вести борьбу против пиратства в этом регионе», – отметил офицер.
Напомним, что британцы действовали по той же схеме, что и их российские коллеги двумя неделями ранее. 6 мая военные моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» освободили захваченный пиратами танкер «Московский университет». А 7 мая российское Министерство обороны официально подтвердило тот факт, что задержанные корсары освобождены. В Минобороны это объяснили несовершенством международной нормативно-правовой базы. Однако во вторник источник в российском военном ведомстве заявил, что пиратам, захватившим российский танкер, до берега добраться так и не удалось. Позднее флибустьеры буквально прислали России «черную метку», пообещав относиться к гражданам страны, оказавшимся на борту захваченных ими судов, с особой жестокостью. Они не поверили в то, что россияне действительно отпустили бандитов, по версии пиратов, их сотоварищи были расстреляны, а тела сгружены в лодку, которая и утонула, не добравшись до берега.
Мнения экспертов по поводу тактики российских моряков разделились. Так, известный путешественник Федор Конюхов, не раз ходивший в тех широтах, заверил газету ВЗГЛЯД, что шансы спастись у пиратов были, то есть россиян никак нельзя обвинить в жестокости. Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин вообще отметил, что «наши бойцы морской пехоты не просто справились с бандитами, но и проявили чудеса гуманизма».
Объясняя же факт «отпущения пиратов», он отметил: «А что потом с ними делать, после того как они отбудут свое наказание где-нибудь в пермской колонии? Куда их выпускать, на улицы Москвы? Или надо за счет налогоплательщиков оплачивать им билет обратно в Могадишу? Тут возникает масса вопросов практического плана. И здесь крайне важно не быть посмешищем и не создавать себе дополнительных проблем, руководствуясь лишь исключительно той правовой базой, которая на данный момент есть», – подчеркнул он.
Президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что Россия вовсе не уникальна в принятом решении: «Согласно международной конвенции ООН 1982 года страна, чей корабль захватил в плен пиратов, имеет возможность как задержать пиратов и провести над ними суд, так и отпустить их. И каждый раз отпускают, потому что лень это делать (привлекать их к уголовной ответственности – прим. ред.) Потому что нужно за 48 часов получить решение суда, подтверждающее законность задержания. Это значит, что их надо было посадить на самолет и привезти в страну», – пояснил он.
В то же время главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко предупредил, что подобное поведение может выйти боком представителям стран, которые захватывали пиратов. По его мнению, это приведет только к эскалации насилия.