В понедельник стало известно, что Минздравсоцразвития России отменило конкурс на создание социальной сети для медработников и пациентов, стоимость которого, по данным сайта госзакупок, составляет 55 млн рублей.
Сумма и сроки разработки нового проекта кажутся запредельными даже для нас
«В связи с некорректными оценками СМИ конкурс по созданию социальной сети медицинских работников и пациентов отменен. Реализация проекта перенесена на более поздний срок», – сообщил «Интерфаксу» источник в ведомстве, возглавляемом Татьяной Голиковой.
Напомним, журналистов и блогеров насторожили как стоимость проекта (55 млн рублей), так и непрозрачность конкурса. В блогосфере была организована массовая отправка жалоб в ФАС России.
«Согласно условиям размещенного заказа, весь объем работ должен быть выполнен в течение 16 дней с момента заключения государственного контракта, – говорится в жалобе. – Данный срок является заведомо нереалистичным и скорее всего установлен для уменьшения количества потенциальных участников конкурса, что, в свою очередь, может быть результатом преступного сговора между должностными лицами Минздравсоцразвития РФ и неустановленными лицами, планирующими принять участие в указанном конкурсе. Кроме того, техническое задание заказа содержит в себе ряд указаний на определенные торговые марки и конкретные продукты, что также противоречит действующему законодательству».
В заявлении также указывается, что начальник департамента информатизации Минздравсоцразвития Олег Симаков объясняет причину установки столь коротких сроков исполнения контракта тем, что «нормативный документ о создании соцсети вышел всего 10 дней назад, а отчитаться о завершенных проектах требуется до конца финансового года, то есть к середине декабря».
Однако, указывается в жалобе, «сроки, в которые должен отчитываться г-н Симаков, и иные особенности его работы не могут быть основанием для нарушения закона и совершения непродуманных действий, наносящих ущерб гражданам и государству».
В итоге в понедельник в ведомстве Голиковой поспешили заявить, что реализация проекта «начнется после публичного разъяснения основных положений».
Между тем руководитель пресс-службы крупнейшей в России социальной сети «ВКонтакте» Владислав Цыплухин заявил газете ВЗГЛЯД, что «ВКонтакте» готова вообще обеспечить общение медработников и пациентов бесплатно.
«Мы с пристальным вниманием наблюдаем за громким скандалом вокруг тендера на создание социальной сети для медицинских работников и пациентов за 55 миллионов рублей. Сумма и сроки разработки нового проекта кажутся запредельными даже для нас, самой большой социальной сети в России. В Рунете моментально вспомнили предыдущую инициативу Минздравсоцразвития – takzdorovo.ru, – отметил Цыплухин. – Я заметил, что все разговоры об эффективности социальных медиа, о необходимости присутствия коммерческих и некоммерческих организаций в социальных сетях почему-то обходят наше правительство стороной.
Не вижу каких-то преград для реализации задумки Олега Симакова (директора департамента информатизации Минздравсоцразвития – прим. ред.) на площадке ВКонтакте. Даже если стандартный функционал групп нашей социальной сети не соответствует всем требованиям, мы, в принципе, могли бы обсуждать это за гораздо меньшие деньги или в рамках какого-то сотрудничества с правительством. Ведь люди, для которых это создается, находятся у нас».
«Если же у чиновников есть стойкое желание создавать именно новые платформы, то было бы полезным привлекать в качестве консультантов специалистов, которые уже имеют опыт работы с огромной аудиторией, – подчеркнул Цыплухин. – То же самое касается всего электронного правительства: выдачи справок и остальных услуг. На сегодняшний день 45% населения России (по данным TNS за август 2010 года) взаимодействуют со своими близкими и просто знакомыми через социальную сеть «ВКонтакте» (37% при этом просто не пользуются Интернетом). Так почему бы не предоставить им возможность таким же образом взаимодействовать с государством?»
Между тем в блоге известного адвоката Алексея Навального появилась информация о том, что заказ на социальную сеть для медработников – не единственный странный заказ о создании дорогих сайтов в предельно короткие сроки от Минздравсоцразвития.
Как пишет Навальный, ведомство Татьяны Голиковой заказало также сайт «система принятия решений врача при постановке диагноза», за который готово заплатить 20 млн рублей, при этом сайт также должен быть готов за 16 дней. Еще один заказ – электронная медицинская библиотека – оценен в 35 млн рублей и должен быть выполнен за 14 дней.
По мнению Навального, подобные заказы могут означать, что некая аффилированная с организаторами конкурса кампания уже выполнила соответствующую работу, а сроки исполнения заказа не позволят принять участие в конкурсе компаниям, которые смогут выполнить его по более щадящим для российского бюджета расценкам.
Напомним, это далеко не первый случай, когда общественное мнение влияет на работу госструктур. Так, в августе прошлого года разгорелся скандал вокруг покупки Министерством внутренних дел офисной мебели. Тогда ведомство потратило 24,4 млн рублей из государственной казны. В частности, была приобретена двуспальная кровать, в конкурсном описании которой было указано, что она обязана быть «декорирована элементами из массива дерева с применением ручной резьбы, элементы на изголовье и изножье кровати должны быть покрыты тонким слоем золота – 24 карата. В модели должна использоваться немецкая, итальянская или эквивалентная фурнитура». Причем в ведомстве уверяли, что многомиллионный заказ принесет бюджету выгоду.
Не менее вопиющий случай растраты госсредств чиновниками произошел в Калининградской области в ноябре 2009 года, когда сотрудники Госнаркоконтроля объявили открытый аукцион на поставку автомобиля Cadillac стоимостью 1,3 млн рублей для нужд Центра диагностики и консультирования детей и подростков. Почему чиновникам потребовался настолько дорогой автомобиль с суперсовременной акустической системой и кожаным салоном, стала выяснять прокуратура, но только после того, как общественный резонанс дошел до федеральных газет. Кстати, от машины ведомство все-таки отказалось.