«Руководством Ичкерии принято решение о прекращении силами сопротивления вооруженных действий на территории Чечни с 1 августа против чеченской милиции», – заявил Ахмед Закаев в интервью газете «Коммерсантъ», комментируя двухдневные переговоры между ним и председателем парламента Чечни Дуквахой Абдурахмановым, прошедшие в Осло на прошлой неделе.
С 1 августа этого года наши бойцы не будут применять оружие в отношении чеченской милиции, за исключением случаев самообороны
«Я очень доволен этой встречей – прежде всего потому, что наконец-то начался процесс, который, я надеюсь, приведет к долгожданной политической стабильности в Чечне», – отметил Закаев.
«Мы предложили начальнику главного штаба вооруженных формирований Ичкерии подготовить проект приказа, согласно которому с 1 августа этого года наши бойцы не будут применять оружие в отношении чеченской милиции, за исключением случаев самообороны, – заявил экс-глава самопровозглашенного правительства Ичкерии. – Я очень надеюсь, что с этого дня чеченцы больше никогда не будут друг в друга стрелять».
Все его соратники, по политическим мотивам находящиеся в эмиграции, тоже были довольны состоявшимися в Осло консультациями, полагает сепаратист. «Вскоре после встречи в Осло в Берлине состоялось совместное заседание парламента и правительства Ичкерии, на котором я отчитался о своей встрече с господином Абдурахмановым. Все мои товарищи одобрили наши договоренности и поручили мне продолжить эти встречи», – уточнил Закаев. На вопрос, обсуждалась ли на встрече в Осло проблема его возвращения в Чечню и прекращения уголовного преследования со стороны российских правоохранительных органов, Закаев ответил отрицательно. «Во время нашей встречи с Абдурахмановым мы не обсуждали вопрос моего возвращения или моего персонального трудоустройства», – сказал он, уточнив, что проблемы, которые он обсуждал на встрече со спикером парламента Чечни, не стоит «персонифицировать».
Следующая встреча представителей чеченских властей и Ичкерии должна состояться в ближайшие 10 дней в Лондоне.
Закаев уверен, что диалог, который начал налаживаться между ним и властями Чечни, может заставить задуматься и тех боевиков, которые сегодня подчиняются Доку Умарову.
«Последний же, как известно, давно дистанцировался от ичкерийских властей, объявив себя эмиром Северного Кавказа», – пишет «Коммерсантъ».
«Я очень надеюсь, что многие из них (боевиков) осознают ошибочность идеологии, которую им навязывают так называемые эмиратчики, и поддержат наши мирные инициативы», – сказал Закаев.
Как писала газета ВЗГЛЯД, 24 июля стало известно о том, что скрывающийся в Лондоне от российского правосудия Ахмед Закаев в ближайшее время может вернуться на малую родину. Переговоры на этот счет прошли в Осло между председателем парламента Чечни Абдурахмановым и бывшим главой МИД сепаратистской Ичкерии. Причем эти переговоры в известной степени можно было назвать официальными. Главным инициатором идеи прощения беглого эмиссара выступает президент республики Разман Кадыров, считающий, что Закаев мог бы быть полезен для сплочения чеченского народа.
Отметим, что за последние месяцы сам Кадыров не единожды заявлял о намерении поспособствовать выразившему желание вернуться на родину беглому эмиссару. «Сегодня мы ведем с Закаевым переговоры. Я ему говорю, чтобы он хотя бы один раз стал полезным для своего народа. Он единственный человек со стороны Ичкерии, которого я хотел привезти домой», – сказал, в частности, чеченский лидер в одном из своих последних интервью.
«Если его посадят или убьют, от этого результата не будет. Результат будет, если он приедет домой и привезет с собой людей, которые во все времена приносили вред нашему народу. Сегодня у них есть возможность быть полезными для своей республики», – подчеркнул при этом Рамзан Кадыров.
По мнению чеченского президента, никаких тяжелых преступлений за плечами экс-главы самопровозглашенного правительства Ичкерии, официально обвиняемого российскими правоохранительными органами в организации вооруженного мятежа, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и организации бандформирований, нет. «Закаев не воевал. Он, как представитель своей профессии актера, умело делал вид, что он воин, красиво говорил и в большей степени своей болтовней создавал видимость», – полагает глава Чеченской Республики.
Сам Закаев также не раз заявлял о своем намерении вернуться в Чечню, чтобы «способствовать наступлению долгосрочного мира в регионе».
«Я обязательно собираюсь возвратиться домой, я не представляю жизни на чужбине для себя и своих детей и внуков», – сказал он, например, в феврале в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Правда, Генпрокуратура России до последнего времени придерживалась другой точки зрения, заявляя, что оснований для прощения Закаева нет. «Закаев совершил ряд тяжких преступлений. Есть уголовное дело и неоспоримые доказательства его вины, а значит, исключено сотрудничество с ним и его прощение в России. Вопрос о его розыске остается в силе, и как юрист могу сказать, что вопрос о его выдаче будет стоять и дальше», – заявлял в свое время начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры России Саак Карапетян.
Однако в феврале спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом Анатолий Сафонов сообщил на пресс-конференции, что Ахмед Закаев может быть амнистирован.
Во время нашей встречи с Абдурахмановым мы не обсуждали вопрос моего возвращения или моего персонального трудоустройства
«Закаеву не закрыт путь к амнистии. Если он приедет в Россию и докажет в суде свою невиновность, он сможет воспользоваться возможностями, представленными президентом Чечни Кадыровым», – сказал Сафонов, отметив, что решение о его амнистии «находится в юридической области».
И это несмотря на то что в январе появилась информация о том, что Закаев пытается создать на Северном Кавказе свои «вооруженные силы».
«Вооруженные силы Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ)» создаются по указанию Закаева, в их главе должен встать А. Явмерзаев, сообщало РИА «Новости» со ссылкой на сообщение Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ.
Напомним, в 2001 году бывший вице-премьер масхадовского «правительства» Ахмед Закаев был объявлен Генпрокуратурой РФ во всероссийский и международный розыск. Лондонский суд в 2003 году отказал в экстрадиции, МВД Великобритании предоставило Закаеву политическое убежище.
В так называемом «правительстве Чеченской Республики Ичкерия» Закаев в разное время числился министром культуры, министром иностранных дел, вице-премьером и премьер-министром. Он обвиняется по 13 пунктам УК РФ, в частности по статьям «Терроризм», «Захват заложников организованной группой», «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов», «Возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, языка и происхождения, совершенное с использованием средств массовой информации и с угрозой применения насилия».
Основанием для последнего обвинения стали несколько интервью Закаева различным средствам массовой информации, где он допускает такие высказывания, как «изгнать русских из Чечни», «выбросить русских», «бесчеловечные методы русских агрессоров», а также положительно оценивает деятельность уничтоженного террориста Шамиля Басаева (представляет его героем и выдающимся полководцем, сожалея при этом о его гибели).
Также Ахмед Закаев проходит в качестве обвиняемого по делу о теракте в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года.
В данный момент бывший руководитель «правительства Ичкерии» скрывается в Британии. Россия требует его выдачи с 2002 года. За это время Москва в отношении него посылала в Лондон около десятка запросов, однако ни один из них не был удовлетворен.
На саммите «большой восьмерки», состоявшемся в 2006 году, Владимир Путин заверил, что у РФ есть доказательства вины Закаева. «Для этого не нужно где-то ковырять, в каких-то архивах, у нас доказательства есть, видеоматериалы его преступной деятельности», – подчеркнул он.