Как заявил в ходе совещания по итогам учений президент Медведев, «Россия уже сделала вывод из августовского столкновения с Грузией – необходимо чаще проводить военные учения». При этом президент выразил надежду, что и «агрессор сделал выводы» из операции по принуждению к миру в Южной Осетии. «Я не буду специально возвращаться к тому, что произошло в прошлом году, с чем мы столкнулись, на что нам пришлось дать жесткий, но вполне эффективный ответ. Я надеюсь, этот урок надолго останется в памяти тех, кто пытается перекраивать существующие порядки, кто пытается насильственным путем решать свои личные проблемы».
Мы не ставим целью покинуть Севастополь. Мы хотим, в первую очередь, обустроить все соединения и части Новороссийской военно-морской базы
Большая часть совещания проходила в закрытом режиме, поэтому подробности выводов, сделанных по результатам учений, неизвестны, однако, судя по тону высказываний, Медведев остался ими доволен. «Для нас главным уроком этих событий является необходимость проведения полноценных, постоянных и высокоэффективных учений всех видов и родов Вооруженных сил РФ», – отметил верховный главнокомандующий, слова которого приводит РИА «Новости». Он отметил, что в этом году учения проходят практически на всей территории России.
«По сути, нам даже не с чем сравнивать, потому что еще совсем недавно общее количество учений было мизерным. Сейчас интенсивность проведения военных учений возросла в разы, и это правильно, потому что главная цель этих учений – проверка боеспособности вооруженных сил: способности действовать слаженно, эффективно, отражая потенциальную агрессию на любом направлении», – заявил Медведев.
По словам президента, одной из важнейших задач учений была отработка задач функционирования единой межведомственной системы управления различными группировками войск в регионе. По сведениям из открытых источников, в настоящее время в оперативное подчинение командования Северокавказского военного округа (СКВО) входят 12 отдельных бригад, из них 10 мотострелковых, одна десантно-штурмовая и одна горнострелковая. Кроме того, имеются три военных базы в Абхазии, Южной Осетии и Армении, где, кроме того, дислоцированы две российские бригады. Эти силы дополнены двумя зенитно-ракетными, тремя ракетными, тремя артиллерийскими бригадами, двумя противотанковыми и одним артполком.
Это очень мощная военная группировка, и эффективность ее использования зависит не только от выучки личного состава, но и в равной мере от выучки командования. Учитывая, что согласно планам военной реформы военные округа приобретают функции оперативных командований, такие учения жизненно необходимы, как говорят военные, для боевого сколачивания штабов. Причем однократными учениями в данном случае не обойтись: по сведениям источников газеты ВЗГЛЯД, Министерство обороны РФ имеет конкретные планы по их ежегодному проведению как минимум на ближайшие четыре года, при этом в задачи, поставленные войскам, будут каждый раз вноситься те или иные изменения.
#{weapon}
Вторым важным итогом поездки стало заявление относительно будущего Черноморского флота. Строительство новой базы ЧФ ведется в Новороссийске. Впервые на официальном уровне было подтверждено, что новороссийская ВМБ будет способна вместить весь современный корабельный состав флота (порядка 50 кораблей), а общая вместимость базы составит 80 кораблей, катеров и судов обеспечения – с учетом возможного расширения ЧФ. В состав этой группировки войдут также новейшие подводные лодки, против размещения которых в Севастополе сейчас возражает Украина.
Как сообщается в документе, распространяемом пресс-службой Кремля, завершение строительства объекта в полном объеме планируется в 2016 году. Однако это не означает, что аренда Севастопольской ВМБ будет прекращена досрочно. Несколько часов спустя после распространенного заявления комментарий на эту тему выпустил Генеральный штаб.
«Мы не ставим целью покинуть Севастополь, – сообщил во вторник начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров. – Мы хотим, в первую очередь, обустроить все соединения и части Новороссийской военно-морской базы». «До 2017 года заключен договор (об использовании Севастополя в качестве базы Черноморского флота)», – напомнил начальник Генштаба, подчеркнув, что, «безусловно, события могут развиваться по разным направлениям».
Несомненно, Россия стремится сохранить Севастополь как пункт базирования ЧФ. Не только потому, что две базы лучше одной. Севастополь – лучшая из любых возможных баз на Черном море. В 1854 году, незадолго перед Крымской войной, обозреватель лондонской Times и вовсе писал о Севастопольской бухте как о единственной по-настоящему удобной по физико-географическим условиям военно-морской базе, которой располагает Россия.
Многие разделяют это мнение до сих пор. Действительно, из этого пункта можно контролировать коммуникации по всей протяженности морской акватории с востока на запад, тогда как из Новороссийска это довольно затруднительно: шансы на успех в этом случае будут иметь подводные лодки и москитные силы флота – скоростные катера. Крупные боевые корабли будут способны к активным действиям только при сильном авиационном прикрытии. Поэтому в Генштабе надеются, что до истечения срока аренды возможно изменение политической ситуации на Украине – смена режима на более дружественный нашей стране. В этом случае срок аренды, возможно, удалось бы продлить. В противном случае группировку ЧФ придется значительно усилить, прежде всего новейшими малошумными ПЛ и боевой авиацией.
А если придется из Севастополя уходить, то не в открытое море и не к необорудованному берегу. Именно поэтому строительство Новороссийской ВМБ имеет стратегическое значение. Строительство базы ведется в три этапа. В 2009 году должны быть завершены берегообразования и берегоукрепления, построены два причала и начато строительство восточного участка глубоководного мола-причала. В соответствии с программой работы по строительству гидротехнических сооружений (пирсов, волноломов) планируется завершить до 2014 года.
Третий этап программы запланирован на 2017–2020 годы, в соответствии с планами будет построен перспективный основной пункт базирования кораблей и судов Черноморского флота, пункт базирования катеров и судов на Темрюке, обустроена инфраструктура морской авиации, подразделений морской пехоты и береговых войск, построен объединенный склад хранения вооружения, военной техники и технического имущества.