Представитель министерства обороны США Брайан Уитмен признал ошибку в расчетах траектории разбившегося коммерческого спутника, сообщает БЕЛТА.
Столкновение произошло в зоне орбит 600–1000 км, где плотность космических аппаратов наиболее высока
По словам Уитмена, невозможно отследить движение всех объектов на орбите, этот инцидент еще раз говорит о необходимости тесного сотрудничества между странами по вопросам космоса.
Между тем компания Iridium заявила, что не собирается никого винить в произошедшем, так как столкновение произошло в результате крайне маловероятного стечения обстоятельств. По ее данным, катастрофа не отразилась на работе спутниковой связи.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, столкновение американского спутника глобальной системы космической связи Iridium с российским «коллегой», который контролируется группировкой Космических войск, произошло во вторник. В результате инцидента образовалось облако из 600 обломков. Они находятся примерно на одной орбите с Международной космической станцией.
Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в подробностях этого инцидента, а также выяснить, какую опасность подобные случаи несут для жителей Земли. Известно, что космический аппарат (КА) Iridium-33 (код NORAD 1997-051C) принадлежал международному оператору спутниковой связи Iridium Satellite LLC (телефонные префиксы сети «Иридиум»: +8816 и +8817, на сегодняшний день сеть насчитывает около 250 тысяч абонентов).
Выведен был на орбиту РН «Протон» 14 сентября 1997 года с Байконура. Система «Иридиум», в которую до 11 февраля входило 66 спутников, представляет собой низкоорбитальную спутниковую группировку, охватывающую телефонной связью 100% земной поверхности.
Первоначально в ее составе предполагалось 77 спутников (сама сеть получила название по числу электронов в атоме металла иридия), однако финансовые проблемы и последовавшее банкротство оператора (восстановлен в 2001 году) вынудили сократить количество КА.
В период с 1997-го по 2002 год Iridium запустила 95 спутников, около трех десятков из которых к 2009 году уже перестали работать. К моменту столкновения спутник был полностью работоспособен и, по сведениям компании Spaceflight now, имел достаточный ресурс и запас топлива.
Второй аппарат «Космос-2251» (NORAD 22675), запущенный 16 июля 1993 года с космодрома Плесецк РН «Космос», относится к типу «Стрела-2М», созданному, предположительно, на платформе 11Ф626 разработки ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва.
Перспектива получить над головой пояс радиоактивных обломков, периодически падающих на Землю, испугает любого
Официально КА заявлен как научный, однако, скорее всего, он принадлежал к системе спецсвязи Минобороны КАУР-1. 10 лет назад спутник был выведен из эксплуатации по исчерпании ресурса.
Два аппарата весом 800 и 900 кг соответственно столкнулись над территорией Красноярской области на высоте 760–780 км. При этом «Космос» двигался по экваториальной орбите с запада на восток, а «Иридиум» – по полярной, с юга на север.
Следует отметить, что группировка сети Iridium работает с частичным многократным перекрытием зон обслуживания КА, поэтому катастрофа на качество связи существенно не повлияет – большая часть пользователей ее просто не заметит. Кроме того, шесть спутников группировки считаются резервными, и потеря «Иридиума-33» будет легко компенсирована переводом на его орбиту одного из резервных аппаратов. Правда, поскольку орбитальное маневрирование – непростая задача, на это потребуется от нескольких дней до нескольких месяцев.
Главный вопрос, который волнует большинство СМИ, – угрожают ли обломки катастрофы другим космическим аппаратам, прежде всего – МКС. Анализ результатов опытного перехвата китайской ракетой DF-31A старого метеоспутника показал, что образовавшиеся при этом обломки могут приобретать скорость 500–600 метров в секунду и разлетаются в разных направлениях.
Следует отметить, что столкновение произошло в зоне орбит 600–1000 км, где плотность космических аппаратов наиболее высока, причем максимальной концентрации она достигает в промежутке 650–800 км. Некоторые эксперты прежде высказывали обеспокоенность, что подобные столкновения, особенно сопровождающиеся взрывами (напомним, на борту «Иридиума» было топливо, наш спутник двигателя не имел), могут вызвать цепную реакцию аналогичных катастроф.
Это тем более неприятно, что поблизости, всего в 50–100 километрах выше, находится зона захоронения советских «ядерных спутников». Перспектива получить над головой пояс радиоактивных обломков, периодически падающих на Землю, испугает любого.
Первым официально выразил свою обеспокоенность Китай. «Китайские космические службы обеспокоены непредсказуемым появлением на орбите новых обломков и ведут пристальный мониторинг их полета в целях обеспечения безопасности ИСЗ КНР», – сообщает агентство «Синьхуа».
Впрочем, китайцы, сбившие собственный КА, на обеспокоенность других стран в тот раз никак не отреагировали. На самом деле никакого апокалипсиса не предвидится, по крайней мере, в ближайшие сто лет – примерно столько потребуется обломкам, чтобы достигнуть Земли.
Но за эти сто лет количество космического мусора может возрасти, по оценкам некоторых специалистов, на порядок и больше. Очевидно, что для решения вопроса о захламлении орбит надо что-то делать. Что именно – однозначного ответа пока не найдено.