«Замысел учения разработан с участием широкого круга федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД, МЧС, Минюста, ФСИН, ФСБ, Минтранса, а также во взаимодействии с Минобороны Республики Беларусь», – приводит слова министра обороны РФ Анатолия Сердюкова пресс-служба Министерства обороны (МО).
Нет сомнений в том, что нынешние учения являются ответом на повышенную в последнее время военную активность США и НАТО
Как отмечается в сообщении МО, стратегические командно-штабные учения (СКШУ) включают в себя комплекс согласованных по целям, задачам и времени оперативных, специальных и командно-штабных учений, тренировок различного масштаба, объединенных единым замыслом, проводимых в различных регионах РФ и на территории Республики Беларусь, и являются стержнем оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил России и Вооруженных сил Республики Беларусь в 2008 году.
К участию в маневрах привлечены органы военного управления, войска и военные комиссариаты Московского и Дальневосточного военных округов, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, 11-й армии ВВС и ПВО, 16-й и 37-й воздушных армий, 32-го корпуса ПВО, Ракетные войска стратегического назначения, соединения и организации Тыла ВС РФ, подразделения МВД, ФСБ, МЧС, а также группы от исполнительной власти, органов управления и воинские части Белоруссии. Учения продлятся до 21 октября.
Хотя подобные мероприятия планируются заранее (так, о проведении нынешних СКШУ было объявлено еще в прошлом году), нет сомнений в том, что нынешние учения являются ответом на повышенную в последнее время военную активность США и НАТО. Сценарий учений не оставляет в этом сомнений: штабисты разыгрывают сценарий коалиционной войны с участием воинских подразделений нескольких государств с обеих сторон.
Многие наблюдатели отмечают, что одной из важнейших задач начавшихся учений является отработка управления крупными группировками войск в условиях наметившегося изменения оргштатной структуры.
В последнее время в Генеральном штабе бытует мнение, что существующая сегодня дивизионная организация войск изжила себя как громоздкая и устаревшая, а в качестве модели для строительства сухопутных войск следует принять такую организационно-штатную структуру, в которой основной оперативно-тактической единицей будет более мобильная и гибкая в применении бригада.
Естественно, что у обеих концепций есть и сторонники и противники. Действительно, как показывает опыт локальных конфликтов второй половины прошлого и начала нынешнего века, непосредственно в боевых действиях участвуют, как правило, либо сводные тактические группы, созданные из различных подразделений дивизионного подчинения, либо отдельные стрелковые батальоны с приданными частями усиления (танковые, инженерные батальоны/роты, дивизионы артиллерии и ПВО). При этом за дивизионными органами управления остаются фактически административные функции и логистика.
С другой стороны, бригада – это промежуточное между полком и дивизией соединение, упрощенно – полк расширенного состава, с большим количеством специализированных батальонов, которые, согласно действующим сегодня штатам, подчиняются дивизионному командованию, принимающему решение о вводе их в бой.
Считается, что на это требуется больше времени – пропорционально числу командных инстанций. Так, например, командир ведущего бой батальона в любое время может запросить артиллеристскую поддержку непосредственно у командира артдивизиона, при этом он более уверен в получении такой поддержки (и в более короткий срок), так как его запрос не будет отменен вышестоящим командованием.
С другой стороны, дивизия обладает большей огневой мощью, большим количеством тяжелого вооружения, и вообще она как бы более самодостаточна. Кроме того, в мирное время в рамках дивизии, обладающей более развитыми тылами, проще осуществлять боевую подготовку войск, хранение, эксплуатацию и обслуживание боевой техники, а в особый период наличие дивизионных структур упрощает насыщение войск мобилизованным контингентом.
В разных странах принята разная войсковая организация. Как правило, в странах с ограниченной территорией и сложными климатогеографическими условиями принята бригадная организация. В Европе это Нидерланды, Бельгия, Австрия, Болгария, Чехия, Венгрия, Беларусь, Швеция. Прочие придерживаются дивизионной структуры, причем где-то дивизия – это боевое формирование (как в Германии и Франции), а где-то – военно-административное или даже территориальное (как в Великобритании и США).
Очевидно, что для физико-географических условий Центрального региона или Сибири боевая мощь бригады недостаточна, тогда как для оперативного реагирования на возникающие угрозы дивизия с ее неповоротливыми тылами – избыточна. Среди возможных решений – смешанная организация, когда военные округа, находящиеся на угрожаемых направлениях (а сегодня ни для кого не секрет, откуда исходят угрозы), будут комплектоваться по новому принципу, тогда как внутренние округа сохранят традиционную структуру.