На торжественную службу собрались тысячи верующих. На праздничном молебне присутствовал и президент России Дмитрий Медведев.
Это были колокола, которые слышал еще Гоголь. Это были колокола, которые созывали на богослужение наших предков
«Я сердечно благодарю его превосходительство господина президента Дмитрия Анатольевича Медведева, который своим участием разделяет радость от этого исторического события», - приводит слова патриарха «Интерфакс».
Колокола еще не подняли под своды колокольни – на это уйдет примерно три месяца, но уже в пятницу их поместили на временную звонницу, чтобы прихожане смогли услышать перезвон старинного колокольного ансамбля.
Оказавшиеся после Октябрьской революции по другую сторону океана старинные русские колокола 8 августа погрузили на корабль и морем доставили в Санкт-Петербург, они прибыли туда 1 сентября.
Маршрут возвращения исторической реликвии в точности повторил тот путь, которым в начале ХХ века колокола покидали Россию.
«Безусловно, это очень отрадное событие не только для российской культуры, но и для русской диаспоры за рубежом, - поделился с газетой ВЗГЛДЯД заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов. - Факт передачи колоколов еще раз подтверждает, что, несмотря на политические противоречия между Россией и Западом, культурный диалог между нашими странами сохраняется».
Кроме того, по словам Власова, факт передачи колоколов стал едва ли не первым случаем возвращения утраченных после Октябрьской революции ценностей на их историческую родину.
«Между Россией и многими зарубежными странами сейчас практически не существует юридических соглашений о возврате утраченных ценностей, - сетует Власов, - поэтому передачу Свято-Данилову монастырю старинных колоколов можно считать фактом признания за Россией права на утраченные предметы культурного наследия», - резюмирует историк.
Гонения на церковь и русскую колокольную культуру начались практически сразу после революции 1917 года. Одним из первых большевистских декретов был запрещен набатный звон, который мог послужить сигналом к свержению новой власти. Множество монастырей и храмов тогда были закрыты и разрушены, а колокола с них сняты и пущены в переплавку.
Такая же участь могла постигнуть и колокольный ансамбль московского Свято-Даниловского, монастыря, если бы в 1929 году их не выкупил американский промышленник Чарльз Крейн и в 1930 не установил в Лоуэлл Хаусе - кампусе Гарвардского Университета Кембриджа, штат Массачусетс.
В 1985 году монастырская звонница Даниловского монастыря была восстановлена и снабжена колоколами с храмов, снесенных на северо-западе России, но, по словам главного звонаря Даниловского монастыря иеродиакона Романа, эти колокола имели слабый звук и не звучали вместе, потому что прибыли из различных церквей и изначально не составляли набора.
«Звонить в первоначальные колокола было бы настоящим удовольствием, - говорит отец Роман. Это были колокола, которые слышал еще Гоголь. Это были колокола, которые созывали на богослужение наших предков».
Чтобы русские колокола вновь оказались на своей исторической родине для американцев были отлиты новые колокола, воспроизводящие звучание и рельеф Даниловских.
Колокольный ансамбль Данилова монастыря состоит из 18 колоколов, и формировался он более двухсот лет. Самый большой 13-тонный колокол был подарен Даниловскому монастырю царем Феодором Алексеевичем в 1686 году. Студенты Гарварда прозвали чугунного великана «Мать-Земля» за низкий и мощный басовитый тон.
На сегодня колокольный ансамбль Даниловского монастыря входит в перечень пяти полных неповрежденных наборов российских дореволюционных колоколов.