Как пишет сегодня «Коммерсантъ», командир Airbus Сергей Шибанов посадил лайнер безукоризненно: точно в срок и с соблюдением всех необходимых летных инструкций.
Самописцы А-310 показали, что левая турбина лайнера была заблаговременно переведена на «малый газ
В штатном режиме работали и задействованные после посадки системы самолета – колесные тормоза, закрылки, помогающие увеличить лобовое сопротивление машины во время торможения, реверс правого двигателя. Исправно работала и автоматика, ответственная за передачу команд ко всем этим системам.
Однако сбросил машину с полосы левый двигатель. Как было установлено экспертами, незадолго до катастрофы на этом двигателе по каким-то причинам стал плохо включаться так называемый механизм реверса. Самописцы А-310 показали, что левая турбина лайнера была заблаговременно переведена на «малый газ» (то есть практически не создавала тяги), однако когда Сергей Шибанов, рассчитывая немного сократить тормозной путь на короткой и мокрой от дождя полосе иркутского аэродрома, включил реверс правого двигателя, то левый неожиданно вышел на взлетный режим. Справиться с мощной стартовой тягой взревевшей турбины не смогли ни тормоза, ни закрылки. А включенный реверс правого двигателя только усугубил ситуацию: машина стремительно понеслась вправо, пробила ограждение и, ударившись в расположенное за ним здание автосервиса, сгорела. В огне погибли оба пилота и большая часть пассажиров, всего 124 человека.
Причина необычного поведения двигателя пока неясна, пишет издание. Попавший под подозрение блок управления левым двигателем был обнаружен на месте катастрофы, и специалисты рассчитывают в ближайшие дни оценить качество этого электронного устройства с помощью прибывших в Россию специалистов концерна Pratt & Whitney (США), разработавшего и изготовившего двигатели разбившегося А-310 и всю автоматику, ответственную за управление двигателями. Если блок признают исправным, экспертам придется оценивать действия пилотов, которые, возможно, совершили некие манипуляции с органами управления, которые вывели левый двигатель на взлетный режим.
Официальных выводов комиссии о причинах крушения пока нет. В сообщении, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК), говорится, что пока только расшифрованы данные бортовых самописцев, которые лягут в основу анализа и моделирования движения самолета по взлетно-посадочной полосе.
Накануне в МАК прошла рабочая встреча членов технической комиссии по расследованию катастрофы самолета с уполномоченными представителями бюро расследования Франции (BEA) и США (NTSB). Во встрече также приняли участие специалисты Airbus (разработчик и изготовитель самолета) и Pratt & Whitney (разработчик и изготовитель двигателей).