Евросоюз недоволен принятым законом по санкциям против России, который затрагивает «интересы ЕС в области энергобезопасности», и поэтому ЕС принял решение о готовности действовать в течение нескольких дней, если его озабоченности «не будут приняты в достаточной степени во внимание», заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
В погоне за Трампом американский Конгресс нанес сильнейший удар по европейским интересам
«Принцип «Америка в первую очередь» не может означать, что Европа – в последнюю. ЕС сейчас использует все дипломатические каналы, чтобы донести свои озабоченности до США и их союзников», – подчеркнул глава Еврокомиссии.
Он также отметил, что Евросоюз полностью привержен санкционному режиму против России, но основным условием для полного выполнения Минских соглашений, по его словам, является «единство по санкциям в рамках «Большой семерки» и тесное сотрудничество с союзниками». То есть, переводя на русский – разногласия в отношении санкций подрывают общую политику в отношении России.
Недовольство законопроектом – который на днях станет законом – выразили и в столицах Германии и Франции. При этом в Берлине отметили, что «за эти четыре недели мы – правительство ФРГ, Еврокомиссия, Евросоюз – приводили Вашингтону свои аргументации. Текст принятого законопроекта по сравнению с тем, что мы видели четыре–шесть месяцев назад, значительно улучшился».
Действительно, теперь речь идет только о трубопроводах, которые берут начало на российской территории, а не просто проходят через нее. Кроме того, сказано, что президент США примет решения о санкциях «в сотрудничестве с союзниками США». Но главного это не меняет, и поэтому принятые изменения недостаточны для того, чтобы успокоить европейцев. В законе все равно остались слова о противодействии строительству «Северного потока – 2», а именно это и является вмешательством во внутренние дела Европы.
Могут ли американцы продавить Европу в этом вопросе – используя разногласия в самом ЕС, в частности позицию Польши, выступающей против «Северного потока – 2»? Конечно, нет. Европейцы не подчинятся американскому диктату, более того – такое откровенное вмешательство в их дела лишь подтолкнет их к осуществлению проекта нового газопровода. Можно сказать, что, воюя с Трампом, американский Конгресс сделал подарок Герхарду Шредеру (бывшему немецкому канцлеру, возглавляющему совет директоров компании, занимающейся строительством трубопровода) и России. Теперь противникам газопровода в Евросоюзе будет гораздо сложнее вставлять проекту палки в колеса – США перешли все рамки приличий, и европейцы разгневаны.
О крайней степени недовольства европейских лидеров американским вмешательством можно было догадаться еще по чрезвычайно эмоциональному заявлению министра иностранных дел Германии и канцлера Австрии, сделанному в прошлом месяце. А за неделю до голосования в Конгрессе причины недовольства европейцев очень спокойно объяснял один из главных немецких атлантистов, бывший посол Германии в США Вольфганг Ишингер, возглавляющий сейчас Мюнхенскую конференцию по безопасности. В своей статье «Почему европейцы против антироссийских санкций», опубликованной в «Правде» атлантистов, газете Wall Street Journal, он прямо указал:
«Под угрозой оказалась та общая позиция против России, которой США и Европа придерживаются с тех пор, как Москва в 2014 году аннексировала Крым. Американские и европейские партнеры анализировали и оценивали все санкционные меры перед их принятием. Европа и США действовали заодно, делая так, чтобы ни та, ни другая сторона не воспользовались рынками и коммерческими возможностями, ранее принадлежавшими другой стороне.
Такой трансатлантический подход сегодня оказался в опасности из-за стремления сената ввести дополнительные санкции в одностороннем порядке без согласования и вопреки ясно выраженной воле Еврокомиссии и ключевых союзников США, в том числе Германии, Франции и Италии».
Вывод, который делает Ишингер, однозначен:
«Если закон не будет серьезно пересмотрен, он ослабит энергетическую безопасность Европы и навредит отношениям США с европейским континентом. Выгадает от этого только Россия».
И вот теперь закон одобрен одной из палат Конгресса – и в него внесена оговорка о том, что решение о санкциях Трамп должен принимать «в сотрудничестве с союзниками». Да, это уступка, но недостаточная – «Северный поток – 2» все равно остается под прицелом, как и желание США подсадить Европу на свой газ. И это дико раздражает европейских лидеров. Ишингер напоминает англосаксам:
«Еще хуже другое. Формулировки законопроекта указывают на то, что он направлен на продвижение коммерческих интересов США в ущерб Европе. В разделе 257 как о приоритете говорится об «экспорте энергоресурсов из США с целью создания там рабочих мест». Европейцы видят в этом недружественную политическую попытку США разрекламировать экспорт сжиженного природного газа в Европу...
Одной из мишеней законопроекта стал газопровод «Северный поток – 2», планируемый к прокладке из России в Германию. Участвовать в данном проекте должны российские и европейские компании. Есть немало весомых аргументов, почему Европе следует диверсифицировать газовые поставки, но страх перед зависимостью от «Северного потока – 2» сильно преувеличен...
Этот вопрос нельзя решать в Вашингтоне. Это проблема Европы, и ее должны решать европейцы, основываясь на европейских законах, нормах и правилах. Как отреагировали бы США, прими Европа закон о достоинствах и недостатках трубопровода Keystone XL, особенно если бы он отвечал исключительно интересам европейского бизнеса?
Для Европы прекращение нефтяного и газового импорта из России неприемлемо, ибо альтернатив таким большим объемам просто нет».
Это банальные и, казалось бы, понятные вещи – но ситуация складывается настолько ненормальная, что атлантист-европеец вынужден объяснять их атлантистам-американцам. То есть речь идет о разногласиях внутри одного лагеря, в котором и так полно проблем. Связанных с застопорившейся атлантической глобализацией, противники которой в Старом Свете ведут себя все активнее. Да и в Новом победил политик, выступающий против Трансатлантического партнерства – главной идеи второго срока Обамы.
Но вопрос об общих санкциях против России оставался для США важнейшим и после провала партнерства. Европейцев всеми силами принуждали держать строй против России, напоминая им про общие ценности, то есть «атлантическую солидарность». США два с половиной года выкручивали европейцам руки, заставляя их соблюдать абсолютно невыгодные для них санкции против России – а потом вдруг в Белом доме оказался президент, заговоривший о возможности отмены санкций как таковых.
Европейцы растерялись. То есть вначале за их счет США давили на Россию, а теперь собираются помириться с ней, даже не посоветовавшись с тем, кто за все платил? То, что в ходе внутриполитической борьбы в США Трамп вскоре был вынужден занять более осторожную позицию по России, не облегчило положение Европы. Напротив, теперь в погоне за Трампом американский Конгресс нанес сильнейший удар по европейским интересам. Да, понятно, что администрация Трампа даст публичное обещание не накладывать санкции на европейские компании, работающие с Россией над «Северным потоком – 2» – но сам факт появления такой угрозы в отношениях между союзниками, мягко говоря, не способствует укреплению и так нарушенного взаимопонимания.
Получается парадоксальная ситуация: Трамп воспринимается в Европе как противник трансатлантического единства и сторонник сближения с Россией, а американский Конгресс – как поборник атлантической солидарности и борец с российским влиянием. В борьбе с Трампом европейцы должны быть скорее союзниками Конгресса – но именно американские законодатели в открытую давят на Старый Свет. Конгресс целился в Трампа и Россию, а попал в Европу – потому что не слушал умного Ишингера:
«Такой односторонний подход может склонить чашу весов в пользу тех, кто хочет, чтобы Европа отказалась от участия в существующей трансатлантической политике в отношении России, в том числе от режима санкций. Если законопроект в его нынешней форме станет законом, это оттолкнет от Америки ее важных европейских союзников и в критический момент создаст проблемы в нашем альянсе».
Гнались за Трампом, хотели навредить Путину, а в итоге порвали еще одну нить из того каната, которым удерживали европейцев в строю «атлантического единства». Браво, Конгресс!