МИД предложил кандидатуру замминистра иностранных дел Анатолия Антонова на пост посла России в США, сообщил знакомый с ситуацией источник ТАСС. «Соответствующее письмо поступило из МИДа», – добавил он.
Разговоры о назначении Антонова начались тогда, когда в США в область национальной безопасности пришли военные
«Кремль отрицает предположения о какой-либо связи увольнения директора ФБР Джеймса Коми и возможной замены российского посла в США», – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Слушания в профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации о назначении Антонова должны пройти до конца мая. Если кандидатура будет одобрена обеими палатами, Анатолий Антонов сменит на посту Сергея Кисляка уже в июле, после первой личной встречи Владимира Путина и Дональда Трампа, которая должна состояться на полях саммита G20 в Гамбурге.
Еще в феврале политолог-американист Виктор Олевич отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что пребывание Кисляка на посту посла России в США приходит к завершению и «на его место будет назначен куда более жесткий дипломат» – Анатолий Антонов.
Когда в 2008 году назначали Кисляка, отношения между двумя странами были куда более конструктивными. Однако сейчас они значительно ухудшились, отметил тогда Олевич. «Предстоящее назначение нового посла – это отражение той ситуации, которая сейчас имеет место в отношениях между Москвой и Вашингтоном», – подытожил эксперт. Впрочем, в феврале источник в окружении замглавы МИД не подтвердил сообщения о скором назначении в Вашингтон.
Разговоры о смене посла и назначении Антонова начались тогда, когда «в США в область национальной безопасности фактически пришло военное руководство, мыслящее очень специфически, по-военному: советник президента по нацбезопасности Герберт Макмастер, министр обороны Джеймс Мэттис», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог-американист Борис Межуев. По его словам, тогда профильные американские СМИ указывали: для того чтобы понимать психологию многих представителей новой вашингтонской команды, нужно быть немножко человеком в погонах. Антонов удовлетворяет этому критерию.
Дипломат на оборонном посту
Анатолий Антонов на дипломатической работе с 1978 года. Занимал различные должности в загранпредставительствах и центральном аппарате МИД СССР, а затем России. В 2004–2011 годах – директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД. Дипломатическая деятельность Антонова имела отношение к оборонным вопросам. В частности, дипломат возглавлял наши делегации на переговорах с США по ограничению ПРО и стратегических наступательных вооружений. Антонов представлял Россию на конференциях, посвященных Договору о нераспространении ядерного оружия и конвенциям о запрещении химического и биологического оружия.
Как уже говорилось выше, в 2011 году Антонов был назначен заместителем министра обороны. В этом качестве он отвечал за военное и военно-техническое сотрудничество. В феврале 2015 года Антонов был внесен в санкционные списки ЕС и Канады, а чуть позже – Украины (но, заметим, не в санкционный список США).
В декабре прошлого года Антонов вернулся в свое «родное» ведомство, став замминистра иностранных дел. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, перевод столь значимой фигуры из Минобороны в МИД выглядел как сигнал Москвы для внешнего мира: время «дипломатических игр» закончилось. Добавим, тогда же в МИДе сообщили, что и в новой должности Антонов будет курировать «общие вопросы военно-политической безопасности».
Сообщения о возможном назначении Антонова послом в Вашингтон появились всего через два месяца после его перевода в МИД. Замена посла в Вашингтоне была плановой, полагает почетный глава Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов. Должность замглавы МИД больше подходит для будущего посла, нежели должность замминистра обороны, отметил Караганов в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
В США всегда направляли специалистов по военной тематике
Тематика, которую вел Антонов в Министерстве обороны, – «та, которая очень нужна, чтобы правильно вести дела с США», подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД советский и российский дипломат, постпред СССР в ООН в 1986–1990 годах Александр Белоногов. Антонов – «классный специалист в военных вопросах», а США всегда направляли людей, которые отлично знали военную тематику, это можно сказать о нынешнем и предыдущих послах», добавил собеседник.
Анатолий Антонов – «очень подготовленный, образованный, тактичный человек, твердый в своих взглядах», подчеркнул собеседник. «При этом, если человек твердых взглядов, это не значит, что, будучи послом, он будет вести свою линию, не учитывающую позицию «центра». Он дисциплинированный человек и достаточно гибкий», – подчеркнул собеседник.
«Вопросы военно-стратегического характера в центре наших отношений с США, поэтому нужен специалист, который хорошо разбирается в них», – резюмировал Белоногов.
Антонов известен жестким отношением к вопросам в области контроля вооружений, в том числе касательно США, отмечает политолог Сергей Караганов. «С таким багажом за плечами ему будет легко пытаться налаживать отношения, никто его не заподозрит в слабости. Надеюсь, что жесткая линия поможет ему в поиске компромисса», – указал эксперт.
Два важных качества
Во-первых, Антонов – «демонстративно несветский человек», отмечает Борис Межуев. «Он не будет выстраивать отношения с общественным мнением, искать дружбы со знаменитостями», – предполагает эксперт. Деятельность Антонова будет нацелена на прагматические задачи.
В частности, «вопросы безопасности – это главное, что сейчас связывает Россию и США, помимо всех остальных факторов, которые нас разделяют», резюмировал эксперт.
Во-вторых, «важно, что это человек очень высокого звания», подчеркнул Межуев, указав, что замминистра иностранных дел далеко не последний чин в ведомстве. Это говорит о том, что контактам с США придают очень большую значимость. Так что можно рассчитывать на повышение качества российско-американских отношений, учитывая статус посла. Межуев выразил надежду, что «эта демонстрация высокого значения отношений с нынешней американской администрацией будет оправдана и продолжится позитивная динамика, которая проявила себя в последние несколько недель».
«Не исключаю, что будет найден новый формат отношений, в рамках которого прежний жесткий подход может быть сменен на более умеренный. Надеюсь, что и американская администрация понимает, что прежняя конфронтационная политика себя не оправдала», – указал собеседник.