В среду в Совбезе ООН под председательством России прошло заседание по противодействию радикальной группировке «Исламское государство*» (ее деятельность запрещена на территории России). Первым выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Помимо настоящей войны в Сирии, сейчас вокруг нее идет информационная война, и это самое страшное
Он заявил об уверенности Москвы в бесперспективности решения конфликтов на Ближнем Востоке без увязки с региональным и историческим контекстом, напомнив, что «в свое время так «занимались» Ираком, потом Ливией, Йеменом, Ливаном, Сирией, каждый раз убеждая друг друга в том, что вот решим эту конкретную проблему – и все встанет на свои места». «Причем решение, в большинстве случаев, искали в смене любой ценой того или иного неугодного режима, не особо заботясь о последствиях и не имея не только всеобъемлющей стратегии, но и краткосрочного видения – хотя бы на два-три шага вперед», – отметил он.
Лавров указал, что «в результате эйфория, охватившая многих в связи с «арабской весной», сменилась ужасом перед лицом стремительного разрастания пространства хаоса, эскалации насилия, нависшей над регионом тенью религиозных войн».
Он призвал создать санкционный список физических и юридических лиц, ведущих торговлю с ИГ. И выразил убеждение, что любые односторонние действия на Ближнем Востоке и в Северной Африке в борьбе с терроризмом губительны, нужны коллективные согласованные подходы. «Полезную роль призван сыграть и ЕС, подключение Китая также повысило бы шансы на успех», – заявил министр.
Прежде всего, по его словам, «необходимо объединить и скоординировать усилия тех, кто способен внести реальный вклад в борьбу с террористами: вооруженных сил Ирака и Сирии, курдских ополчений, вооруженных отрядов патриотической сирийской оппозиции – одним словом, всех, кто противостоит ИГ «на земле», а также «внешних игроков», так или иначе поддерживающих антитеррористические действия в регионе». «Принципиально важно, чтобы такая координация опиралась на решения СБ в соответствии с Уставом ООН», – указал министр.
#{smallinfographicleft=769722}Не менее важной Лавров считает активизацию продвижения межсирийского диалога на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. «В-третьих, требуется обеспечить инклюзивное и сбалансированное внешнее сопровождение политического процесса с участием России, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара», – уверен он.
Он отметил, что борьба с международным экстремизмом не должна вестись без согласия властей соответствующих стран и «нельзя продвигать лозунги борьбы с экстремизмом в конкретных странах «через голову» их законных правительств».
Что касается угрозы от ИГ, то эта группировка, подчеркнул Лавров, обладает элементами оружия массового уничтожения. «На обширных территориях Ирака и Сирии ИГ фактически создало экстремистское квазигосударство, обладающее отлаженным репрессивным аппаратом, стабильными источниками доходов, хорошо оснащенной армией и элементами оружия массового уничтожения», – сказал Лавров.
Еще он напомнил, что удары российских воздушных сил в отдельных районах Сирии проводились с разрешения сирийских властей. В среду вечером Минобороны России сообщило, что в результате авианалетов уничтожены командные пункты ИГ в горах.
Также Лавров сообщил, что в среду Россия представит членам СБ ООН проект резолюции по противодействию терроризму.
Что касается выступления госсекретаря США Джона Керри, то он опоздал почти на два часа и появился в зале, когда Лавров уже выступил. В своей речи Керри заявил, что ИГ не удастся побороть, пока Асад остается президентом Сирии. «Асад не в состоянии объединить Сирию и управлять ею, он уже никогда не станет легитимным лидером», – заявил он.
Таким образом, Керри вернулся к прежней риторике, хотя еще днем констатировал смягчение позиции США по этому вопросу. Он отмечал, что скорый уход Башара Асада может только усугубить проблемы в Сирии и переходный период во власти должен быть планомерным.
А глава МИД Великобритании Филип Хаммонд тоже приветствовал намерение России использовать силу против ИГ, но, по его мнению, борьба с терроризмом несовместима с поддержкой Асада. Он добавил, что международное сообщество ожидает, что Россия использует свое растущее влияние, «чтобы остановить использование таких вооружений, как кассетные бомбы, убивающие тысячи гражданских, предотвратит использование химического оружия режимом (Асада)».
Кроме этого, он сообщил, что Великобритания рассчитывает получить от России подтверждение, что ВВС России нанесли в среду удары в Сирии по расположениям ИГ, а не по «умеренным оппонентам режима» Асада.
В аналогичном духе высказался глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. По его словам, у западного сообщества нет достоверной информации о целях и методах воздушных атак России в Сирии. «Россия должна сейчас в скорейшем порядке позаботиться об объяснениях», – сказал министр.
Этот же вопрос ранее поднимал Керри, который заявил, что Вашингтон не позволит ввести себя в заблуждение и будет глубоко обеспокоен, если Россия нанесла удар по территориям, где нет ИГ. «Нельзя победить ИГ, пока Асад остается у власти», – заявил Керри, призвав всех, включая Сирию и Россию, поддержать политическую трансформацию в этой стране.
Отметим, что эту точку зрения разделяет Турция, которая вместе с США наносит авиаудары по позициям исламистов. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу отметил необходимость исключения Асада из политического процесса. Об этом он заявил на заседании Генассамблеи ООН. «У терроризма нет никакого оправдания, и с ним нужно решительно бороться. «Исламское государство» – это продукт кризиса в Сирии. Но мы никогда не добьемся успеха в борьбе с этой группировкой, пока не уйдет Асад», – сказал он.
Впрочем, глава МИД Сирии Валид Муаллем обвинил коалицию во главе с США в нарушении суверенитета Сирии. «Те, кто действительно хочет бороться с терроризмом в Сирии, должен координироваться с Дамаском, – заявил он на заседании СБ ООН. – Тому, кто реально хочет победить в Сирии, нужно сотрудничать и координировать работу с правительством Сирии, армия страны сражается с террористами, исполняя свои обязанности».
Он добавил, что Турция, Саудовская Аравия и «некоторые западные страны» поддерживают и финансируют вооруженные группировки, действующие в Сирии, подчеркнув, что Сирия поддерживает идею президента России Владимира Путина о создании новой коалиции по борьбе с терроризмом.
#{interviewpolit}Участвующий в заседании глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что Париж приветствует авиаудары России в Сирии, если они направлены против боевиков ИГ. Он предупредил, что Франция готова действовать со своими традиционными партнерами и с Россией, и с другими, на основе трех принципов. Главное – в основе действий по борьбе с терроризмом должно быть понимание, что «военные меры предпринимаются в отношении ИГ и других террористических групп, а не против сирийских повстанцев и мирных граждан». Еще необходимо «положить конец бочковым бомбам и использованию хлора против мирных жителей», а также вести инклюзивные переговоры с целью политического урегулирования, «которые, в конечном счете, позволят объединить сирийский народ».
Впрочем, официальный представитель МИД России Мария Захарова опровергла «информационные вбросы» в западных СМИ о якобы появившихся жертвах в результате российской воздушной операции в Сирии. «Еще не успела Россия развернуть операцию по противодействию ИГИЛ*, которая, как было сказано неоднократно, делается по просьбе официального Дамаска, не успели прозвучать первые слова Сергея Лаврова на СБ ООН, пошли многочисленные вбросы в СМИ о том, что в ходе российской операции гибнут мирные жители и что она направлена на демократические силы страны», – пояснила она, добавив, что «все это – информационная атака, война, о которой мы столько раз слышали».
Позже в ООН признали, что информацию получали не из первоисточников. Как рассказал РИА «Новости» заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак, заявление пресс-службы ООН о том, что в результате авиаударов России по позициям ИГ погибли мирные жители, было основано лишь на данных СМИ и неправительственных организаций. «Мы получили сообщения от гражданских мониторинговых групп, включая «Белые каски» (White Helmets), и СМИ», – сказал Хак.
На изменении риторики госсекретаря США Джона Керри относительно Башара Асада может сказываться недостаточная согласованность позиций Пентагона и Госдепартамента, считает президент Российской ассоциации политической науки Оксана Гаман-Голутвина. «Вероятно, мы имеем дело с непоследовательной линией, которая является результатом внутренних разногласий. Еще днем Керри сказал, что они меняют позицию и что Асад должен остаться в переходном правительстве», – напомнила она в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Слухи используют сейчас те силы, которые не хотели сближения Америки и России на сирийском фронте
Гаман-Голутвина подчеркнула, что рациональной является озвученная ранее Джоном Керри позиция о том, что Башар Асад должен остаться во власти на переходный период. «Российская позиция в пользу такого решения связана с тем, что именно правительственные войска в Сирии ведут наиболее активную борьбу с войсками «Исламского государства». И если ставить целью победу над ИГ, то невозможно требовать отставки Асада», – считает она.
По словам научного директора Германо-российского форума Александра Рара, в немецкой бумажной и электронной прессе все твердят только о том, что Путин встал не на сторону Запада в борьбе с ИГИЛ, а только на сторону Асада, и разрушает военные базы умеренной оппозиции.
«Информация непроверенная. Все строится на слухах. Но эти слухи очень опасны, слухи могут привести к тому, что предложенная антитеррористическая коалиция, о которой еще вчера все говорили с надеждой, может сегодня за ночь быть разрушена такими домыслами и интригами. Их особенно используют сейчас те силы, которые не хотели сближения Америки и России на сирийском фронте», – сказал Рар газете ВЗГЛЯД.
По его словам, прозвучали уже даже призывы к американским ВВС бомбить российские военные базы в Сирии. «Это уже сумасшедший дом! – воскликнул эксперт. – Очень много людей занимаются домыслами, хотят сломать идею антитеррористического альянса. Помимо настоящей войны в Сирии, сейчас вокруг нее идет информационная война, и это самое страшное».
Информационная война в ХХI веке оказывается страшнее и мощнее, чем та война, что происходит в Сирии в реальности, отметил он: «Такая война может принести больше ущерба, надо на это обращать внимание. В информационной войне надо всегда лидировать. То есть давать самую полную информацию, давать аналитику, объяснять».
По словам американского политолога Пола Гренье, телеканалы в США в первые часы после начала российской операции в Сирии давали, главным образом, информацию из Пентагона. «Например, говорят, что российским ударам подверглась зона около города Хомса, в которой, по их данным, нет войск ИГИЛ, зато там, в том числе, стоят отряды Сирийской свободной армии (ССА). Все это странно, поскольку в прессе США в целом утвердилось мнение, что мы потратили 500 млн долларов на поддержку ССА, сирийских «умеренных» повстанцев, а в итоге все впустую. Помните, как недавно американские военные признали, что в итоге удалось подготовить «где-то пять человек». Практически всем стало ясно, что наша стратегия там не работает, что на самом деле против Асада там воюют «Аль-Каида*» и ИГ», – сказал Гренье газете ВЗГЛЯД.
«Судя по комментариям и в самой прессе, и откликам читателей на сайтах, преобладает такое мнение: если Россия хочет взять на себя такую задачу – расправиться с ИГ – то ради бога, пусть попробует. Даже те, кто не любит Россию, желают ей успеха», – отметил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ