В понедельник Владимир Путин провел встречу с министром иностранных дел Сирии Валидом Муаллемом. Много внимания было уделено проблемам, которые создает радикальная исламистская группировка «Исламское государство*» (ИГ). Путин отметил, что Сирия должна объединиться с региональными соседями для борьбы с террористами. И в этом процессе Москва готова помогать Дамаску.
Россия переходит от слов к делу
ИГ к настоящему моменту превратилось в спрута, который протянул свои щупальца в разные страны мира, в том числе в Россию
«Все наши контакты со странами региона, а у нас очень добрые отношения со всеми странами без исключения, говорят о том, что в противодействие такой организации, как так называемое «Исламское государство», все готовы внести свою лепту. Это касается и Турции, это касается Иордании, это касается Саудовской Аравии. И в этой связи, конечно, мы призываем всех наших друзей, в том числе в Сирии, сделать все, чтобы наладить конструктивный диалог со всеми странами, заинтересованными в борьбе с терроризмом», – сказал Путин.
Как передает ТАСС, президент добавил, что развиваются конструктивные отношения со всеми, кто сейчас поддерживает Сирию. «Понятно, что с соседями всегда – или часто, во всяком случае – возникают какие-то недопонимания, трения, проблемы текущего характера, но во имя борьбы с общим злом, безусловно, нужно объединять усилия», – сказал Путин. Он отметил при этом, что создание такой коалиции – дело непростое.
Встречался с сирийским коллегой также и глава МИДа Сергей Лавров. Он рассказал Муаллему о планах обсудить на предстоящей встрече с госсекретарем США Джоном Керри действия по борьбе с ИГ. «Мы будем говорить – я тебе, Валид, скажу, как друг – мы будем все-таки не риторическими вопросами оперировать, а конкретикой, будем добиваться практических совместных действий, а риторикой можно заниматься потом, когда мы победим терроризм», – сказал Лавров.
«Мы рассчитываем на вашу поддержку»
Валид Муаллем заверил, что Дамаск готов поддержать идею создания международной коалиции по борьбе с ИГ. Однако глава сирийского МИДа выразил сомнения в том, что страны, перечисленные Владимиром Путиным, пойдут на сотрудничество. «Прекрасно знаю, что президенту Путину и России удалось добиться настоящих чудес, – продолжил Муаллем. – Но, чтобы сколотить коалицию с участием Турции, Саудовской Аравии, США и Катара, нужно еще большее чудо, потому что эти страны вместо того, чтобы бороться с терроризмом, поощряют его в Сирии, в том числе деньгами и оружием, и проливают кровь сирийского народа».
Отметил он и двойные стандарты США в этом вопросе. «Недавно на юг Сирии были переброшены 2100 боевиков, оснащенных новейшим оружием, – напомнил он. – Американцы не скрывают своей поддержки террористов».#{smallinfographicleft=751158}
Тем не менее министр признал, что «нам бы очень хотелось объединения усилий». Условием урегулирования сирийского кризиса Валид Муаллем назвал отказ стран, финансирующих терроризм, от подобной практики.
То, что процесс объединения стран будет непростым, можно понять также из заявления британского премьера Дэвида Кэмерона, который отверг в понедельник возможность сотрудничества стран Запада с президентом Сирии Башаром Асадом в борьбе с ИГ. Так он отреагировал на предложения экс-начальника генштаба британских сухопутных сил Ричарда Данната направить для борьбы с ИГ спецназ. «Некоторые люди говорят, что мы должны объединить усилия с Асадом, но это совершенно неправильный подход», – заявил Кэмерон в статье для газеты The Daily Telegraph.
При этом он указал на необходимость «бороться с этой проблемой там, где находится ее источник, в таких странах, как Сирия, Ирак и Ливия». «Это означает поддержку (местных) правительств с целью усиления слабых политических институтов и решение проблемы политической нестабильности», – пишет британский премьер.
Ранее в интервью телеканалу Bloomberg министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что внерегиональные игроки должны ответить на вопрос, кто представляет большую угрозу: Асад или ИГ.
Турция опасается вторжения ИГ
Угроза распространения ИГ растет, о чем говорит желание Анкары создать на границе Турции и Сирии зону безопасности с целью предотвращения возможного проникновения боевиков ИГ на свою территорию. Об этом в понедельник сообщила близкая к турецкому правительству газета Star. На ближайшем заседании Совета по национальной безопасности руководство страны рассмотрит «необходимые мероприятия на сирийско-турецкой границе».
В этом контексте турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил, что Анкара «готова отразить любую угрозу, возникающую на границах Турции».
Его заявление прозвучало на фоне значительных успехов курдских формирований в боях против радикалов из ИГ на севере Сирии. В конце прошлой недели курдские отряды выдворили экстремистов из сирийского города Кобани. Сейчас он находится под полным контролем курдов. В Анкаре опасаются, что ушедшие из Кобани боевики могут вторгнуться на турецкую территорию.
Также стало известно, что на этой неделе Тунис и Алжир намерены посовещаться на высшем уровне по вопросам безопасности. Центральной темой совещания станет выработка новых мер по борьбе с терроризмом, сообщает алжирская газета «Аль-Фаджр». По данным газеты, поводом для встречи послужила атака террориста на курорт близ тунисского города Сус. Планируется, что по завершении совещания страны договорятся о подготовке совместных военных операций против террористов.
Широкая экспансия ИГ, захватившего значительную часть территории Ирака и Сирии, стала одной из главных мировых проблем 2014 года. Группировка, насчитывающая, по данным ЦРУ, около 30 тыс. боевиков, провозгласила на захваченных территориях халифат и стремится расширять свои приобретения.
Единого фронта борьбы с ИГ нет: с группировкой борются правительственные войска Сирии и Ирака, а также курды и ливанские и иракские шиитские ополченцы. В результате боевых действий сотни тысяч мирных жителей погибли и несколько миллионов стали беженцами.
Совсем другая коалиция
Президент Института религии и политики, специалист по Ближнему и Среднему Востоку Александр Игнатенко в комментарии газете ВЗГЛЯД подчеркнул, что телефонный разговор президента России с президентом США, который состоялся накануне, дал результаты: министрам иностранных дел двух стран было поручено обсудить вопрос совместной борьбы против «Исламского государства».
«Я не исключаю, что речь идет о проекте будущей антиигиловской коалиции, которая включала бы Сирию, Россию, США и те государства, с которыми и у Вашингтона, и у Москвы есть хорошие или даже союзнические отношения. Сюда можно добавить перечисленные президентом страны: Иорданию, Саудовскую Аравию и Турцию. К ним теоретически можно добавить Иран и Египет», – отметил Александр Игнатенко.
Ранее была провозглашена так называемая коалиция по борьбе с ИГИЛ* во главе с США, однако она ограничивалась в основном заявлениями. «Это была прежде всего «риторическая» коалиция. Реальных действий, например отправки вооруженных групп для уничтожения террористов, предпринято не было. Поэтому я бы сказал, что коалиция против ИГИЛ была не создана, а просто-напросто анонсирована», – заметил эксперт.
«Не исключено, что коалиция, которая инициируется Россией, будет строиться на совершенно других принципах. Например, авиаудары по «Исламскому государству» будут наноситься по территориям разных стран», – подытожил Игнатенко.
Всем не хватает оружия
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров в комментарии газете ВЗГЛЯД проанализировал все силы, которые ведут борьбу против «Исламского государства», и перечислил возможные варианты действий России в этом направлении.
«В Сирии основной силой, воюющей против «Исламского государства», является правительственная армия. Однако она обескровлена и нуждается в перевооружении. Здесь Москва могла бы оказать помощь, как оружием, так и советниками», – отметил собеседник.
По мнению Багдасарова, Москве стоило бы предоставить поддержку не только сирийскому правительству. «России необходимо оказать отдельную помощь сирийским курдам. В иракском направлении необходимо укреплять военное сотрудничество с иракским правительством и одновременно с этим помогать Иракскому Курдистану, что делают уже давно и США, и Германия», – подытожил эксперт.
«Более того, в Ираке есть огромное количество старой советской техники, которую можно использовать против ИГ, но она требует ремонта. Москва могла бы оказать помощь в ремонте этой техники, как иракскому правительству, так и курдам. С другой стороны, России следует заниматься активным сбором развединформации по ИГ. Особенно интересна информация, касающаяся россиян, воюющих в террористической группировке», – считает Багдасаров.
«Против ИГ воюет иракская армия американского образца, которая больше сдает оружие террористам, чем уничтожает боевиков. Так, например, в Мосуле боевикам досталось около 2500 американских хаммеров. Далее эта военная группировка сдала стратегически важный город Мосул, обладая при этом численным превосходством», – отметил эксперт.
«Курдские пешмерга в Ираке также успешно воюют против ИГ. Так, они освободили от их влияния около 2000 квадратных километров», – отметил эксперт. Однако в последние месяцы курды переходят к стратегической обороне, и это поясняется политическими соображениями. «Масуд Барзани ездил в США и встречался с Бараком Обамой, но не получил добро на создание независимого Курдистана», – отметил Багдасаров.
«Другой силой, воюющей против ИГ в Сирии, является «Хезболла». Ее группировки насчитывают около 10 тысяч человек. Они достаточно боеспособны, но не обладают тяжелой военной техникой. Более того, как в Сирии, так и в Ираке против ИГ воюет большое количество иранских добровольцев, например «Аль-Кудс». Также очень успешно с ИГ воюют сирийские курды, это военные формирования партии «Демократического единства», но и им не хватает оружия», – отметил Багдасаров.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ