В последнее время в США резко увеличилось число программных текстов из серии «как нам обустроить Сирию» и «что нам делать с Россией». Некоторые из них откровенно фантазийны, отображают только академическую точку зрения, но Foreign Policy – издание слишком ответственное, чтобы можно было пройти мимо столь крупного и концептуального текста под названием «Опосредованные войны».
Главной неприятностью для США уже привычно названа «имиджевая проблема» – «публичное унижение», которое Владимир Путин нанес Вашингтону своей политикой
Этот текст представляет собой концентрированный раствор из политических и военных взглядов влиятельных «ястребов» из обеих основных партий на современные российско-американские отношения. В первую очередь это Хиллари Клинтон, бывший министр обороны и шеф Центральной разведки Роберт Гейтс и бывший директор ЦРУ генерал Дэвид Петреус. Эта троица за последнее время неоднократно высказывалась по поводу роли США и России в Сирии. В частности, предлагала установить бесполетную зону и так называемую зону безопасности на юге Сирии для оппозиционных правительству Дамаска сил, чтобы не допустить их разгрома и усиления роли России в регионе.
Это труднореализуемое с точки зрения географии военных действий предложение было лишь пробным шаром. За ним последовала более развернутая концепция «сдерживания Путина» с пошаговой инструкцией – что, как и в какие сроки необходимо сделать. Конечно, во многом это не только военно-политическая инструкция для Пентагона и ЦРУ, но камень в огород администрации Обамы. В нынешней нервозной предвыборной борьбе в США нелегко понять, что здесь первично – стремление укусить «некомпетентного» президента или предложить новый внешнеполитический курс, более похожий на концепцию завоевания мира.
«Укусы» разбросаны по всему тексту и довольно продуманны. В частности, главной неприятностью для США уже привычно названа «имиджевая проблема» – «публичное унижение», которое Владимир Путин нанес Вашингтону своей политикой. При этом подробно описывается знаменитый казус с диалогом Барака Обамы и Дмитрия Медведева при невыключенном микрофоне: тем, что Обама был якобы «обязан» России, объясняется его «мягкое» отношению к росту влияния и активности РФ на международной арене в первое время. Мирное разрешение кризиса вокруг запасов сирийского химического оружия при этом названо «спасательным кругом», который Путин кинул Обаме, что и позволило президенту США забыть собственные слова про «красную линию» в сирийском вопросе. Обаме также припомнили, что в августе 2008 года, еще будучи сенатором, он «призывал к сдержанности». Наконец, в этом списке грехов президента отказ от размещения полноценной системы ПРО в Польше и Чехии, а также заключение нового договора по СНВ.
#{smallinfographicleft=753692}Все это, а также «оценка Путиным характера Обамы» и позволило России, по мнению авторов, «выдавить» Соединенные Штаты с ключевых позиций в нескольких регионах и «понизить рейтинг привлекательности» американской политики и образа поведения. Исправить эту незавидную ситуацию предлагается комплексом мер военного, разведывательного и информационного давления на Россию чуть ли по всей Солнечной системе.
Начать предлагается с поставок противотанковых систем Украине. Также надо предоставить Украине всю развединформацию о предполагаемых атаках с территории России. Это не белая горячка. В период распада Югославии сотрудники ЦРУ, прикомандированные к правительствам в Загребе и Сараево, буквально изобретали «разведывательные данные» об агрессивных планах сербов и даже придумывали несуществующие сербские «диверсионные отряды», чтобы довести панические настроения в окружении местных лидеров до пика. И это настойчиво предлагается сделать «немедленно», «прямо сейчас».
При этом отмечается, что многие американские специалисты сомневаются в целесообразности поставок оружия на Украину, поскольку сколько им чего ни поставляй – все равно против российской армии не сдюжат. Но, как поясняет автор, главное не победить в российско-украинской войне, а «увеличить издержки России».
Также в поддержке нуждаются другие союзники США в Европе, ввиду чего предлагается пересмотреть мобилизационную систему НАТО. До недавнего времени главнокомандующий войсками альянса в Европе мог мобилизовать войска только с согласия всех 28 стран-участниц. Сейчас этот механизм упрощен, но и его называют «ненужным тормозом», который мешает проводить ответные учения ровно в тот момент, когда в РФ проводятся «внезапные проверки боеготовности», ставшие для альянса головной болью. А если главнокомандующий войсками НАТО в Европе получит полномочия проводить срочные мобилизации по своему хотению, без согласования с гражданскими властями 28 стран, это станет «четким сигналом» Путину. И неважно, что главком НАТО превратится, по сути дела, в военного диктатора демократической Европы.
Мало того, что полномочия генералов НАТО предлагается сделать выше полномочий суверенных правительств независимых стран. Надо еще и «укрепить позиции НАТО на всей территории альянса». На первом этапе речь идет о размещении бригады спецназа в Эстонии, что «предотвратит любые попытки России дестабилизировать эту страну», танковой бригады в Польше («усилит огневую мощь сухопутных сил») и эскадрильи Ф-22 в Румынии («расширит возможности НАТО в воздухе»). Там же, где «нарастить военное присутствие США» по каким-то причинам невозможно, необходимо резко увеличить количество радаров ПВО, сенсоров раннего обнаружения, оборудования для перехвата сигналов и самих комплексов ПВО, например тех же «Пэтриотов».
Между тем авторы всех этих идей по превращению континента в одну большую американскую военную базу подчеркивают, что резкий рост военного потенциала России необратим, особенно в ракетной и ядерной сфере. Потому Европе и США придется «вынужденно идти на некоторые уступки в отношениях с Кремлем».
Одной из причин столь трагичных для самолюбия «вынужденных уступок» называются ракетные системы нового поколения в Крыму и Калининграде, не подпадающие под договор об ограничении вооружений в Европе. Здесь идет ссылка на доклад министра обороны США Эштона Картера, который предложил откровенно агрессивные варианты противодействия, включая переход от активной обороны к нанесению ударов по крупным объектам. План требует создания новых систем, способных все это осуществить, а «мягкая» администрация Обамы тормозит эту программу, сократив финансирование. Материал содержит призыв осуществить эти планы, а кроме того, начать широкую дипломатическую и информационную кампании по разоблачению планов Владимира Путина отказаться от договора о ракетах средней и меньшей дальности (это идея бывшего министра обороны Гейтса).
По мнению автора, особую опасность представляет активность российской разведки, особенно в Восточной и Центральной Европе. Согласно его данным, бюджет российской разведки превышает национальные бюджеты целых стран. Например, Албании, Эстонии, Грузии и Латвии. Но «к счастью, США располагают мощными средствами контрразведки». Все, что нужно, чтобы избавить Восточную и Центральную Европу от сотен российских тайных агентов, это взять «наиболее опытных» сотрудников национальных разведок и контрразведок туземцев и направить их на стажировку в США. Это называется «контрразведывательная инициатива», и исходит она якобы от Конгресса (читай – от Хиллари Клинтон), а администрация Обамы должна с ней смириться и начать сотрудничать. Опыт, правда, подсказывает, что после такого рода стажировок в Куантико и лесах Вирджинии разведки и контрразведки некогда независимых государств утрачивают самостоятельность и становятся этническими филиалами ЦРУ.
Экономический раздел лишен новизны и харизмы колонизатора. Предлагается «усилить и углубить» санкции против отдельно взятых лиц и компаний, в частности придравшись к поставкам С-300 Ирану. Затянувшаяся дискуссия в Конгрессе об отмене запрета на экспорт нефти также становится инструментом давления на Россию, как и предполагаемый резкий рост добычи газа и постройки терминалов СПГ.
Зато принципиально новым стало предложение «увеличить длину руки американского закона». Конгрессу предлагается принять закон в духе акта Хелмса – Бертона, который позволил бы рассматривать в американских судах преступления в отношении иностранных граждан. В результате мировая юридическая система может утратить суверенный статус, и окружной суд какого-нибудь округа Орандж будет теперь забит исками в адрес российских граждан и административных органов, которые об этом самом округе Орандж и не слыхали никогда. Это уже не просто опасный бред, это еще и демонстрация совершенно неадекватного представления о мироустройстве. Предполагается, кстати, заниматься не столько уголовными или даже коррупционными делами, сколько открыть кампанию против российского правительства «за геноцид суннитских мусульман» и «военные преступления на Кавказе».
В основе внешней политики США в отношении России должна теперь лежать «наступательная дипломатия». Госдепартаменту предлагается разработать понятие «страна, находящаяся в опасности» и последовательно прикладывать его, например, к Эстонии или Литве, как только там случится очередное обострение паранойи. Эти страны автоматически будут попадать под различные «программы помощи», в первую очередь разведывательные. Непонятно, как это будет выглядеть на практике: то ли туда сразу десантируются десятки Рэмбо, то ли ЦРУ накроет колпаком все государственные органы власти страдальцев.
При этом автор всего текста отдает себе отчет в том, что предлагаемые меры можно счесть провокацией. Но, если этого не сделать, утверждает он, «Вашингтон может оказаться в состоянии настоящей войны против ядерной державы».
Вот такие у нас возможные союзники по коалиции.