США на фоне высокой активности российских военных кораблей и подлодок в Черном и Средиземном морях, а также в Тихом океане задумались об отправке в Европу большего числа кораблей и увеличении потенциала ВМС в Европе, заявил глава штаба ВМС США Джон Ричардсон. Он отметил, что «подобной активности кораблей и подлодок (России – прим. ВЗГЛЯД) не наблюдалось по меньшей мере лет 20», в связи с чем США вынуждены пересматривать свою позицию глобального лидерства в мире, цитировала главу штаба ВМС США The Financial Times.
Возврат 6-го американского флота в Средиземное море – весьма дорогостоящее мероприятие
Ричардсон подчеркнул, что «прямо сейчас мы обсуждаем вопрос»: следует ли увеличить свое присутствие в Европе и в Тихом океане для «сохранения необходимого баланса сил и как распределить наши силы таким образом, чтобы твердо быть уверенными в том, что мы поддерживаем это баланс».
По словам главы штаба ВМС США, американские чиновники, в частности, находят мониторинг российскими подлодками важнейших телекоммуникационных кабелей на морском дне «крайне тревожным»: «Это могло бы быть угрозой для любой другой глобальной системы, информационной системы, которая связана с процветанием, связана с безопасностью», – указал Ричардсон.
Активность России в Тихом океане действительно выросла, в частности глава военно-морского флота России Виктор Чирков недавно заявил, что с 2013 года интенсивность российских подводных патрулей увеличилась на 50%, напомнила FT.
Россия, полагает Ричардсон, пытается увеличить присутствие своего ВМФ в Мировом океане, чтобы зарекомендовать себя как «серьезного игрока» на мировой арене, причем на «долгосрочную перспективу». Так, недавно она продемонстрировала качество своего Военно-морского флота, произведя с кораблей Каспийской флотилии пуски крылатых ракет по целям запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство*» в Сирии, напомнил глава ВМС США: «Это – значительные возможности, серьезная демонстрация (сил – прим. ВЗГЛЯД)», – заявил он.
«Тревожат неоднозначные мотивы России и Китая»
Ричардсон также добавил, что возросшая российская активность приходится как раз на период, «когда США проводят операцию в Южно-Китайском море, чтобы противостоять напористым действиям Китая, который также расширяет свой военно-морской флот и возводит пять искусственных островов. Китай угрожает свободе судоходства в водах, где пролегает один из основных торговых маршрутов – на него приходится 30% мировой торговли», – указал глава ВМС США.
Таким образом, «российская и китайская активность, неоднозначные мотивы этих двух стран вызывают опасения за состояние глобальной системы, обеспечивающей для всех равный доступ, свободное судоходство и торговлю». «Особенно тревожит, не находится ли теперь эта модель под угрозой?» – задался вопросом Ричардсон.
При этом он указал, что есть и положительные примеры военно-морского сотрудничества с Россией и Китаем, благодаря которому, в частности, ни одно коммерческое судно не было захвачено пиратами в Аденском заливе. Китай сыграл немалую роль в патрулировании в этих водах у восточного побережья Африки. Однако по Южно-Китайскому морю позиции двух стран с США явно расходятся, уверен Ричардсон. Он напомнил, что США держат под контролем и острова Сенкаку (которые Китай также оспаривает, но уже у Японии).
Вместе с тем 19 октября New York Times сообщила, что командование армии США не имеет достаточно техники и финансовых средств для оперативной доставки тяжелой военной техники в Европу. Хотя ранее, в июне, та же газета со ссылкой на американских чиновников отметила, что Пентагон рассматривает возможность размещения в странах Восточной Европы тяжелого вооружения в качестве предполагаемого ответа на «возможную российскую агрессию» в регионе. Сообщалось, что США могут разместить на базах своих европейских союзников по НАТО танки, боевые машины пехоты и другие виды тяжелого вооружения.
«Попытка показать, что они еще сильны»
Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что намерения США увеличить свое присутствие в Черном и Средиземном морях связаны с мировыми геополитическими процессами.
#{weapon}«США чувствуют, что они выпадают из мировой повестки дня. По-прежнему все, что делается в мире, в основном это негативные и деструктивные процессы, делается по сценарию США. Но ключевое слово здесь – пока. Они создают различные дуги напряженности и геополитические конфликты. Им кажется, что таким образом они успешно управляют международной «нервотрепкой», – сказал Ненашев.
Собеседник уверен, что планы США по укреплению своих позиций в европейских морях связаны с совокупностью геополитических событий. Намерение укрепиться в европейских морях связано с попыткой показать, что США еще что-то могут сделать, не более того. «Мы даем решительный отпор международному террористическому интернационалу, укрепляем свои стратегические отношения с Индией и Китаем. Естественно, что США чувствуют в таких условиях себя некомфортно. Они выпадают из мировой повестки дня, а лидерство перехватывают Индия, Китай и Россия», – отметил Михаил Ненашев.
По всей вероятности, отмечает собеседник, США в ближайшее время будут действовать более агрессивно. «Многие действия Вашингтона выглядят, честно говоря, смешно. То они роту разместят в Польше, то взвод в Эстонии. Американский военно-морской флот, без сомнения, это основа их «длинных рук», но XXI век – это век угасания влияния США в мире», – подытожил специалист.
Дорогая затея
«Увеличение численности постоянного оперативного соединения в указанных регионах возможно», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Владимир Мураховский.
«Сейчас известно, что четыре эскадренных миноносца с противоракетной системой AEGIS находятся на постоянной основе в Испании. Там также присутствует практически постоянное соединение европейских стран НАТО в Средиземном море. Они, правда, говорят, что оно предназначено для какого-то регулирования потока беженцев через море в Италию. Тем не менее это боевое оперативное соединение», – отметил эксперт.
Если сравнивать с периодом холодной войны, военное присутствие США в Средиземном море существенно сократилось, поясняет Мураховский. «Напомню, что в те годы там был на постоянной основе развернут 6-й флот, который включал как минимум одну авианосную ударную группу. Затем стратегия, в том числе и военно-морская, у США изменилась. Они в своей национальной военной доктрине, которая была принята в прошлом году, говорят, что основные усилия переключены на Азиатско-Тихоокеанский регион. И это видно по составу американской группировки там – там постоянно присутствует 7-й американский флот, включающий авианосцы», – отмечает собеседник.
Вернуть в прежнем масштабе свои силы в Средиземное море американцы не смогут сугубо по финансовым причинам. «Учитывая, что военный бюджет США в реальных цифрах на следующий год сокращается, не думаю, что они пойдут на такие большие дополнительные траты. Если будут размещены дополнительные корабли в Средиземном море, это стратегического значения не имеет. Скорее, оперативно-тактическое значение», – считает Мураховский.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ