В четверг Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал итоги ежегодного опроса о том, какие проблемы волнуют россиян. Ситуация в сфере ЖКХ сохраняет лидерство в рейтинге проблем страны – ею обеспокоены 55%. В 2010 году эта проблема волновала 33% респондентов, а в 2009-м – 24%. В начале года тема ЖКХ волновала 59% россиян.
Старые страхи на сегодня не актуальны. Сегодня никто не верит, что может произойти распад России, гражданская война и прочие катаклизмы общероссийского плана
На втором и третьем месте в «проблемном» рейтинге – инфляция (47%) и низкий уровень жизни (46%). В 2010 году рост цен волновал 50% россиян, а в начале 2009 года – 61%. В пятерку насущных проблем страны также входят коррупция (44%) и ситуация в сфере здравоохранения (43%). Число тех, кого волнует коррупция, с годами становится больше. Если в 2008 году таких было 30%, то в 2010 году – 39%.
Десятку главных проблем продолжают алкоголизм (38%), безработица (36%), пенсии (32%), наркомания (29%) и положение молодежи (28%). Проблема алкоголизма постепенно теряет свою актуальность. В 2008 году она волновала 63% россиян. Далее следуют состояние морали, ситуация в сфере образования (по 25%), преступность, состояние окружающей среды (по 22%), иммиграционная ситуация (21%). Влияние олигархов на жизнь страны волнует 20%. В 2008 году таких было лишь 6%, а в 2010-м – 14%.
Несколько реже упоминаются состояние экономики (16%), проблема терроризма (15%), демографическая ситуация (14%), ситуация в армии (13%), задержки выплат заработных плат (10%), демократия и права человека (9%). Опрос проводился 29–30 июня. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Заведующий отделом динамики массового сознания Института социологии РАН Владимир Петухов отмечает, что если сравнивать нынешние настроения в обществе с теми, что доминировали лет 20 назад, то существуют большие различия.
«В 90-е годы люди были в большей степени политизированы и озабочены положением страны в целом, причем угрозы и вызовы казались им очень серьезными. Это прежде всего опасность гражданской войны и экономического коллапса, особенно после кризиса 98-го года. Очень болезненно воспринималась война в Чечне, террористическая угроза. Это все находилось на верхней ступени иерархии страхов», – сказал Петухов газете ВЗГЛЯД.
В начале нулевых, напоминает эксперт, спектр страхов переместился в сферу частной, личной жизни. «Конечно, люди следят за происходящим в стране. Но в большей степени они обеспокоены теми вещами, которые сильнее связаны с их жизнью – инфляцией, ЖКХ, безработицей и другими. Старые страхи на сегодня не актуальны. Сегодня никто не верит, что может произойти распад России, гражданская война и прочие катаклизмы общероссийского плана. Поэтому на первый план выходят угрозы для себя, своих семей. Люди очень беспокоятся о будущем детей, какое они получат образование, какая у них будет работа. Страхи стали более личностно окрашенными, чем были 10–20 лет назад. Это самое принципиальное изменение», – пояснил социолог.
Петухов добавил, что происходит небыстрая тенденция улучшения уровня жизни. Социологические исследования показывают, что за последние десять лет количество бедных уменьшилось практически в два раза. «Соответственно, сегодня определяющими страхами являются страхи той огромной массы населения, которую можно назвать средним слоем – между богатыми и бедными. Они, конечно, что-то приобретя, очень боятся потерять. Им ужасно не хочется вернуться в ситуацию повседневного выживания, как это было в 90-е годы. Поэтому они так остро реагируют на тарифы, на инфляцию и другие проблемы, которые обозначены нынешним опросом ВЦИОМа», – пояснил Владимир Петухов.
Отметим, о том, как менялись настроения россиян в оценке стоящих перед ними проблем, подробно рассказано в аналитическом докладе, подготовленном Институтом социологии РАН. Он был представлен летом 2011 года. В нем говорится, например, что показатели оценки россиянами ситуации в стране как «катастрофической», постепенно нарастая в течение всех 90-х гг. и достигнув своего пика осенью 1998 года, начали затем постепенно снижаться. А с 2000 года доля оценивавших ситуацию в стране как нормальную стала даже превышать долю тех, кто оценивал ее как катастрофическую. В итоге к весне 2008 года доля считавших ситуацию в стране катастрофической вышла на уровень своих минимальных значений – 6%.
Тогда же минимальное число россиян оценивали ситуацию в стране как кризисную. В итоге доля тех, кто воспринимал текущую ситуацию как нормальную, впервые за период наблюдений стала превышать долю сторонников двух других точек зрения. Однако «радость была недолгой», и кризис конца 2008–2009 годов существенно изменил эту оптимистическую картину, но в последние годы началось улучшение.
#{interviewpolit}Кроме этого социологии определили, что среди основных потерь в результате реформ последних десятилетий почти четверть россиян назвали отсутствие социальной справедливости. Безусловным же лидером с показателем в 43% стала среди этих потерь утрата уверенности в завтрашнем дне. При этом весьма существенно, что, «несмотря на то, что за последние 20 лет подросли новые поколения, социализировавшиеся в новых условиях, показатели значимости утраты лично для себя уверенности в завтрашнем дне за последние 10 лет практически не изменились, а значимость социальной справедливости среди потерь даже выросла – с 19% до 23% лично для себя и с 6% до 12% для общества».
«Все это свидетельствует о том, что усугубляющиеся проблемы россиян связаны сегодня, по их мнению, со сложившимся в России типом социума, который кажется им неправильным, несправедливым, не обеспечивающим никаких гарантий на случай тяжелой жизненной ситуации и элементарной защищенности от разных форм насилия, причем во многом – за счет коррумпированности чиновников, формально призванных решать их проблемы», – говорилось в докладе.
Опросы россиян о процессах в жизни страны, которые вызывают у них тревогу, социологи начали проводить с 2008 года. Все они показывали, и последний в том числе, что прежде всего респондентов волнует кризис системы ЖКХ и рост коммунальных платежей, низкий уровень жизни, сокращение доступа к бесплатному образованию и медицине, коррупция и засилье бюрократии, рост цен, алкоголизм и наркомания, преступность, безработица и так далее.
Если же сравнивать итоги опросов разных лет, то видно: людей стало несколько меньше тревожить их материальное положение, зато они чаще беспокоятся из-за того, что у них нет «гарантий» на будущее.
Что касается итогов самого опроса, то кандидат наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов сказал газете ВЗГЛЯД, что «рост тарифов на услуги ЖКХ является главным фактором «раскрутки» инфляции, это касается бедной части населения, живущей на пенсии или небольшие зарплаты».
Объясняя уровень обеспокоенности населения сферой ЖКХ в 2010 году (22% против 55% в 2013 году), ученый сослался на последствия кризиса, которые причиняли населению большое беспокойство. «Три года назад был резкий всплеск цен на продовольствие, это было связано с засушливым годом, последствиями мирового кризиса, подорожанием зерна на мировом рынке, тогда, естественно, потребительская корзина росла за счет резкого подъема цен на крупы, молочные продукты, овощи, фрукты», – пояснил кандидат наук.
«Нет ничего удивительного в том, что рост цен в сфере ЖКХ – сегодня главный раздражающий фактор, касающийся массы населения, людей бедных и «полубедных», как говорят социологи, все это в меньшей степени касается среднего класса», – сообщил он.
Рост популярности темы коррупции по сравнению с 2008 годом, по мнению социолога, является последствием информационной «войны всех против всех», происходящей во власти. «Если раньше были некие, скажем так, правила игры, которые говорили о том, что если человек занимает определенный пост, входит в определенную команду, то его могут только тихонько убрать с поста, но вряд ли ему грозит арест среди ночи, то сейчас арест среди ночи грозит любому», – добавил Бызов, упомянув арест мэра Ярославля Евгения Урлашова и уголовные дела против подчиненных экс-министра обороны Анатолия Сердюкова.
По мнению ученого, значительную роль в создании общественного мнения играют СМИ. «В основном представления у людей складываются из СМИ, причем не только официальных, но и из того, что можно назвать неофициальными. Создается определенная мифология, эта мифология зачастую оказывается более важной, чем сама реальность. Она коррелирует с ней, но довольно неочевидно и условно», – уверен ученый.
Что касается недовольства 20% россиян влиянием олигархов, то заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин полагает, что «какую-то роль» в этом сыграла борьба с коррупцией. «Превращение борьбы с коррупцией из кампании в политику, то есть в последовательную деятельность, сфокусировало общественное внимание людей на этой теме», – сказал Зудин газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, на общественное мнение также могло повлиять появление на политической арене представителей крупного бизнеса. «Другая возможная причина состоит в том, что у нас есть одна пока еще непарламентская партия, которая возглавляется олигархом, раньше такого не было. Я имею в виду «Гражданскую платформу» Прохорова», – пояснил он, добавив, что «здесь мы имеем дело скорее с изменившимся восприятием, нежели с реальными политическими процессами».