«При таких противоречиях между мною и руководящей инстанцией я не могу оставаться в должности», – сказал Андреев в пятницу, пообещав исполнять работу консула в течение времени, необходимого, чтобы передать дела своему преемнику, передает РИА «Новости». Отметим, что случаи, когда российский дипломат выражал публичное несогласие с руководством и подавал в отставку, считаются очень редкими.
Заявление МИДа беспомощное, глупое, беспринципное, позорящее и МИД, и Россию. За такие заявления надо, наверное, наказывать и тех, кто писал, и тех, кто разрешил публиковать
В интервью «Русской службе новостей» Владимир Андреев раскритиковал Москву. «Заявление МИДа беспомощное, глупое, беспринципное, позорящее и МИД, и Россию. Российская сторона оправдывается за слова, которые я не произносил, не поддерживает меня в тех позициях, от которых отступать России нельзя, которые касаются объективной правды о Великой Отечественной войне. За такие заявления надо, наверное, наказывать и тех, кто писал, и тех, кто разрешил публиковать», – заявил дипломат.
Андреев отметил, что от своих слов не откажется. «Эта тема никуда не уйдет, по ней Россия будет высказываться. И вот это куцее заявление моего МИДа – это не последнее слово России. Ввиду того, что есть такое противоречие между мной и моим руководством, единственный выход из ситуации для меня – это уйти с должности», – пояснил Андреев. Он заверил, что принял решение об отставке добровольно.
«Могли бы и промолчать»
Лидер русской общины Крыма, депутат Верховного совета Крыма Сергей Цеков выразил изумление занятой Москвой позицией.
«Консул дал совершенно объективную информацию о той ситуации, которая была во время Великой Отечественной войны в Крыму. Говорить о том, что было в 1944 году и до него: о фактах массового, если не поголовного коллаборационизма – безусловно правильно. Это правда полная», – пояснил он.
Правда, Цеков оговорился, что не одобряет и депортацию: «Мы признаем, что факт насильственного переселения был несправедливым и требует осуждения».
Но действия МИД России Цеков охарактеризовал как «неверные». По его мнению, дипломатическому ведомству нужно было бы «внимательнее отнестись к тому, что сказал консул, и как минимум промолчать». «Этими заявлениями наказали своего сотрудника, который говорил правду и выполнял свой долг», – сказал он.
Другой депутат верховного совета автономии, первый зампред меджлиса крымско-татарского народа* Рефат Чубаров в интервью газете ВЗГЛЯД, напротив, одобрил действия российского МИДа: «Конечно, то, что МИД России поправил своего «заблудившегося» чиновника, – это есть определенный сигнал». Политик выразил пожелание, чтобы имидж Москвы и впредь улучшался в глазах крымских татар, потому что из-за инцидента «осадок остался очень тяжелый».
Он призвал российское государство поддержать Бишкекское соглашение 1992 года по вопросу депортированных народов, национальных меньшинств и лиц, депортированных по национальному признаку, и взять на себя вытекающие из него обязательства.
«Нам хотелось бы, чтобы Российская Федерация как правопреемник Советского Союза конкретно участвовала бы в процессе возвращения, обустройства и восстановления прав крымских татар на Украине. Мы возвращаемся на свои земли в Крым», – напомнил Чубаров.
Напомним, что в среду стало известно, что Андреев не рекомендовал посещать российской делегации премьеру художественного фильма «Хайтарма» («Возвращение»). На премьеру были приглашены военные летчики и боевые товарищи дважды Героя Советского Союза крымского татарина Амет-Хана Султана, судьба которого легла в основу сюжета. Однако после беседы в консульстве сразу несколько гостей, прибывших в Крым за счет устроителей премьеры «Хайтармы», отказались идти в кинозал.
Премьера первой кинокартины о депортации крымских татар в мае 1944 года состоялась еще на прошлой неделе, накануне Дня геноцида крымско-татарского народа, который отмечают 18 мая. В интервью телеканалу ATR Андреев заявил, что Россия не могла быть представлена на премьере фильма, «искажающего правду о Великой Отечественной войне».
Консул заявил, что «тема коллаборационизма и пособничества оккупантам обязана присутствовать во всех мероприятиях», освещающих сталинскую депортацию крымских татар. Андреев подчеркнул, что высказанная им позиция согласуется с позицией Москвы.
Осада Симферополя#{ussr}
Позже в среду у здания консульства состоялась акция протеста, в которой приняли участие несколько десятков человек. Они скандировали «Андреев, вон из Крыма!» и «Чемодан, вокзал, Россия!», а один из пикетчиков несколько раз выкрикнул слова проклятия в адрес консула на крымско-татарском языке.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, манифестанты держали в руках транспаранты с надписями «Потомки НКВД, вон с нашей Родины!», «Такие, как Андреев, лишили нас Родины», а также крымско-татарские национальные флаги. Большинство проходивших мимо симферопольцев говорили слова поддержки участникам акции.
В тот же день украинские дипломаты вызвали старшего советника посольства России в Киеве и сообщили ему об обеспокоенности. В ведомстве выразили надежду на то, что «МИД РФ и российская власть дадут надлежащую оценку высказываниям Андреева как в части артикуляции официальной позиции России, так и корректирования предмета его профессиональной деятельности».
В четверг МИД России заявил, что Андреев допустил некорректные высказывания в отношении крымско-татарского народа Украины и не учел чувствительного характера этого вопроса.
Напомним, депортация крымских татар была проведена 18–20 мая 1944 года по приказу главы Госкомитета обороны Иосифа Сталина. Одновременно была упразднена крымско-татарская автономия. Власти объяснили это фактами массового сотрудничества местного населения с немцами.
По данным историков, действительно 20 тысяч крымских татар (каждый третий призывного возраста) носили форму Третьего рейха: 10 тысяч служили в вермахте, 10 тысяч были полицейскими. Одновременно более 35 тысяч крымских татар воевали в рядах Красной армии (без учета партизан). Пятеро из них стали Героями Советского Союза, двое – полными кавалерами ордена Славы. Подавляющее большинство из них подверглись депортации после демобилизации.
Известны исключения, когда офицеры не были высланы в места депортации как спецпереселенцы, однако им было запрещено жить в Крыму. Крымский татарин генерал-майор Абляким Гафаров возглавлял отдел военной авиапромышленности в ЦК партии – по сути, в прямом подчинении у Сталина, – а после войны стал первым замнаркома Госконтроля СССР. При этом близкие родственники Гафарова, жившие в Крыму, также подверглись ссылке, и до 1957 года они между собой не общались.
Всего за 1945–1946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар – ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. В 1952 году (после унесшего много жизней голода 1945 года) только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из которых имели высокие правительственные награды.
Были депортированы все проведшие войну в эвакуации крымские татары – руководители и работники Крымского обкома ВКП(б) и Совнаркома КАССР. Из партии они не были исключены.
Всего были депортированы более 180 тысяч человек, главным образом – в пустынные районы Средней Азии. Вместе с крымскими татарами в ссылку попали турки, цыгане, караимы. Значительное число переселенцев, истощенных после трех лет жизни в оккупации, погибли в местах высылки от голода и болезней в 1944–1945 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15–25% по оценкам различных советских официальных органов до 46% по оценкам активистов крымско-татарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы.
До конца 1980-х гражданам СССР крымско-татарской национальности де-факто была запрещена прописка в Крыму. Массовое возвращение на родину началось в последние годы существования СССР.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ