После беседы с руководителями ЕС президент Виктор Янукович был настроен весьма оптимистично. Украина намерена уже в ноябре подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом, заявил он.
Тут дело не в особых свойствах Януковича. Я думаю, любой другой вменяемый президент вынужден делать нечто подобное
Напомним, что это его первый визит в Брюссель с тех пор, как была арестована, а затем и осуждена на семь лет его бывшая соперница на выборах, экс-премьер Юлия Тимошенко.
В понедельник польская Gazeta Wyborcza сообщила, что Янукович в ходе встречи со своими польским и словацким коллегами Брониславом Коморовским и Иваном Гашпаровичем в городе Висла (Польша) ранее пообещал им значительно улучшить условия содержания Тимошенко, а ее соратника, экс-главу МВД Юрия Луценко освободить. При этом, как отмечает издание, Янукович сделал это неофициально.
Совет ЕС по иностранным делам 10 декабря прошлого года напомнил о готовности подписать соглашение об ассоциации с Киевом на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» в ноябре этого года, но выставил ряд условий. От Украины требуют устранения «избирательного правосудия» (это намек на суды по делам Тимошенко и Луценко), недостатков, выявленных во время парламентских выборов 28 октября, а также общего улучшения делового климата.
Баррозу на саммите призвал Януковича лично поддержать политическую и экономическую интеграцию Украины и ЕС. Янукович, однако, вновь пообещал сотрудничать и с ЕС, и с Таможенным союзом одновременно. Киев надеется найти формулу для сотрудничества с Таможенным союзом в рамках переговоров с Москвой, сказал президент. Баррозу прямо предупредил, что нельзя одновременно быть членом ТС и иметь углубленную зону свободной торговли с ЕС.
Тем не менее, как писала газета ВЗГЛЯД, лидеры Евросоюза пообещали Киеву решить вопрос диверсификации поставок природного газа, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. «Это, безусловно, повлияет на цену газа, закупаемого Украиной у России», – цитирует министра ИТАР-ТАСС.
#{smallinfographicleft=266262}Отбывающей свой срок в далеком Харькове Тимошенко, тем не менее, удалось вчера незримо поучаствовать в саммите. Перед началом переговоров она через сайт своей партии «Батькивщина» обнародовала пафосное заявление: «Я выражаю благодарность лидерам ЕС за возобновление диалога с высшим руководством Украины. Это не превратит Януковича в демократа, но до момента устранения действующего режима позволит замедлить стремительное сползание нашей страны в сторону крайнего авторитаризма».
Сразу после саммита пресс-служба Государственной пенитенциарной службы (ГПтС) сообщила о резких поблажках в режиме для Тимошенко: о демонтаже видеокамер, постоянно следивших в палате за экс-премьером. Ранее в субботу ГПтС сообщила также, что Тимошенко позволили проходить лечебные процедуры без постоянного присутствия караульных.
О том, что выгоднее Украине: сближение с Россией или Евросоюзом, – газете ВЗГЛЯД рассказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, бывший консультант администрации президента Украины Михаил Погребинский.
ВЗГЛЯД: Михаил Борисович, Евросоюз предварительно требует от Украины «прекратить избирательное применение правосудия», реформировать избиркомы, суды и улучшить инвестклимат. Реально ли такое до ноября даже при всем желании Януковича?
Михаил Погребинский: На самом деле даже не до ноября, а до мая. Это абсолютно определенно сказано европейцами. Разумеется, выполнить все требования совершенно нереально. Европейцы тоже это понимают, но они хотят видеть конкретные шаги. Допустим, не хотите отпускать Юлю, тогда отпустите хотя бы Луценко и решайте вопрос с лечением Тимошенко, например, за границей.
Европейцы могут принять решение о подписании соглашения об ассоциации в зависимости от своих собственных представлений о происходящем. Требования сформулированы таким образом, что европейцы всегда могут сказать: вы не полностью выполнили и так далее.
Мне кажется, они будут принимать решение, исходя не из того, насколько будут выполнены эти требования, а решит ли Украина что-либо с Россией. Если будет какой-то прогресс с Россией по газотранспортной системе, по Таможенному союзу, то это станет для Европы критическим мотивом не подписывать соглашение. Они определенно говорят, что нельзя стать одновременно членом ТС и подписывать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС.
Если не будет открытого вхождения Украины в Таможенный союз, а будет некая этапная форма взаимодействия, то европейцы могут как бы тоже поэтапно поступить: подписать, но не ратифицировать соглашение с Украиной.
ВЗГЛЯД: Почему Януковича вообще вновь пригласили в Брюссель? Изменилось ли что-то с тех пор, когда Запад заморозил подготовку такого соглашения?
Михаил Погребинский: По существу, ничего особенно не изменилось. Появилась разного рода информация о том, что Украина ведет переговоры с Россией по трубе и Таможенному союзу. Эти переговоры насторожили европейцев. До того как стало известно о таких переговорах, у европейцев были настроения вообще не проводить саммит. А когда стало понятно, что Киев о чем-то всерьез договаривается с Москвой, они решили продолжить игру: принять Януковича и потребовать от него всяких вещей...
Но Янукович в любом случае не заинтересован оставаться один на один с кем-то из партнеров: с Европой или с Россией. В этой ситуации партнер сможет максимально выдавливать свой интерес. Интерес Украины в том, чтобы вести политическую игру и с Западом, и Востоком и усилить свои позиции. Если у тебя за спиной европейцы, которые пока не сказали «иди гуляй», а Москва очень не хочет, чтобы Европа подписывала какие-то интеграционные документы с Киевом, то ясно, что она готова идти на политические уступки.
Михаил Погребинский (Фото: rus.ruvr.ru) |
Тут дело не в особых свойствах Януковича. Я думаю, любой другой вменяемый президент (когда был Ющенко, то он был готов все сдать европейцам и американцам) вынужден делать нечто подобное. А насколько эта игра будет успешна, сказать трудно.
Мне кажется, вероятность усидеть в этой ситуации, чтобы Украине заключить выгодные соглашения с Таможенным союзом, не входя в него, и одновременно подписать соглашение об ассоциации и о зоне свободной торговли, отдать в аренду трубу Газпрому, – это был бы высший пилотаж. Мне кажется это маловероятным, но исключать этого тоже нельзя.
ВЗГЛЯД: Как долго еще Янукович может лавировать? Каков его запас прочности? Есть ли дедлайн, до которого он вынужден будет сделать выбор?
М. П.: Такого дедлайна нет. Хотя европейцы и Москва указывают этот дедлайн. Русские говорят про первое полугодие. А европейцы тоже сказали: «Май месяц. Не выполнишь – гуляй». Но дело в том, что жизнь продолжается. У Украины с Россией огромный годовой товарооборот. Его нельзя закрыть, это нереально. Аналогично у Украины большой товарооборот с Европой. Нет сомнений, что у украинского руководства очень тяжелая позиция, но у них нет решения. В шахматах такая ситуация называется цугцванг – делаешь любой ход, и твое положение ухудшается. Поэтому тут невероятно сложно маневрировать. Пока что удается не проиграть сразу.
Моя точка зрения состоит в том, что Украине выгодно в тактическом плане быть членом Таможенного союза, а с Европой – отложить любые зоны свободной торговли. Но с Россией надо устанавливать связи таким образом, чтобы они не были, как говорится, раз и навсегда. Например, через три года может оказаться, что преимуществ от таких связей не будет. Причиной этому может быть цена на газ. При вступлении в ТС цена на газ для Украины резко снизится.
Но со временем Россия будет вынуждена приравнивать внутренние цены на газ к европейским. Это будет не сегодня, а через три года – возможно. Так будет и по другим параметрам. Может оказаться, что преимуществ от вступления в ТС никаких нет, а в Европу к тому времени двери будут закрыты. Поэтому Украине выгодно такое соглашение с Таможенным союзом, которое позволяло бы сделать шаг назад. Но я не знаю, возможно ли это вообще. Понятно, что Москва захочет гарантии и обратного шага назад не будет.
ВЗГЛЯД: Польская печать утверждает, что Коморовскому и Гашпаровичу Янукович пообещал освободить Луценко и улучшить условия содержания Тимошенко. Насколько это правдоподобно?
М. П.: Это очень похоже на правду. Я думаю, его не выпускают, выбирая момент, когда это принесет больше дивидендов. А внутреннее решение о том, что его надо выпускать, думаю, давно есть.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете решение Тимошенко прекратить акцию неповиновения?
М. П.: Она добилась своего. В сущности, ее ультиматум был связан с камерами наблюдения. Раз их сняли, она может позволить себе вернуться в палату.