Во вторник президент Владимир Путин провел заседание своего Совета по межнациональным отношениям. Оно стало первым после утверждения в декабре стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года.
Президент призвал продвигать национальные виды спорта в олимпийские дисциплины, выдавать гранты НКО, нацеленным на гармонизацию межнациональных отношений, создать единый перечень исторических дат, которые следует широко отмечать всем народам страны, создать единые учебники истории и повысить общее уважение к русскому языку. Он предупредил, что стратегия нацполитики не должна остаться «декларацией о намерениях».
На заседании даже цитировали философа Ильина, который говорил, что сколько племен Россия получила, столько и соблюла, то есть сохранила
О том, в какой атмосфере прошло заседание, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал член Совета по межнациональным отношениям, бывший глава Миннаца, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.
ВЗГЛЯД: Владимир Юрьевич, что, по-вашему, самым важным было на встрече? Удалось в ходе дискуссии уточнить, например, критерии нынешней российской идентичности?
Владимир Зорин: Критерии российской идентичности не нуждались в уточнении. Они понятны. Общероссийская идентичность – это прежде всего патриотизм в отношении своей страны. А патриотизм – понятие достаточно ясное. Разговор шел не о критериях, а о символах, о том, что нас объединяет. Например, общая история, согласованный взгляд на нее всех наших национальностей. Серьезный разговор шел о роли русского языка. Очень интересны были предложения по развитию национальных видов спорта, о роли гуманитарных знаний в воспитании патриотизма. Много говорилось об исторических корнях национальной политики. В целом разговор был очень позитивный, а вступительное слово Путина – очень конкретным.
В ходе обсуждения родилось предложение согласованно обсудить общие исторические события до 2025 года – какие из них следует отмечать на федеральном уровне. Участник совещания Юрий Петров (директор Института российской истории РАН) предложил обсудить этот возможный перечень так же, как обсуждали выбор 100 книг. А Михаил Островский (первый замсекретаря Общественной палаты) очень позитивно оценил вклад национально-культурных автономий и других общественных организаций в межнациональный мир и согласие в России.
ВЗГЛЯД: При составлении перечня общих исторических дат не возникнет ли конфликт дат у разных народов? Например, в Казани лидер одной из националистических организаций недавно предупредил, что его единомышленники готовы регулярно отмечать даты «сожжения какого-нибудь русского города: Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира»...
В.З.: Такие даты не объединяют народы. Я думаю, что государство договорится. У нас есть опыт согласованных решений. Это не послужит разъединению... Вспомните дискуссию «Сталинград-Волгоград». Она была острой, но, тем не менее, в итоге пришли к мнению, что это вопрос федерального уровня. В целом возникло понимание, что была Сталинградская битва, но это не мешает городу называться Волгоградом. В спорных вопросах всегда лучше открытая дискуссия, обмен мнениями, в результате чего вырабатывается единый подход.
ВЗГЛЯД: Путин выступил за унификацию учебников истории. Насколько сложно будет создать единственный учебник? Не будет ли такой учебник слишком однобоким? Кто будет отсеивать разные версии и разные оценки?
В.З.: На заседании прозвучало предложение создать согласительные группы, куда бы вошли представители экспертного сообщества федерального центра и регионов. Речь идет об объективном освещении того, что происходило, но с точки зрения формирования единого государства, потому что мегатренд за все это время был ясный – Россия развивалась как империя.
В прошлом была масса положительных моментов, были и трудности. Но главное отличие состояло в том, что ни Российская империя, ни Советский Союз, ни Российская Федерация не потеряли ни одного народа, который оказался в ее орбите.
На заседании даже цитировали философа Ильина, который говорил, что сколько племен Россия получила, столько и соблюла, то есть сохранила. Есть основное, главное, и это главное может быть отражено в учебнике.
Если, к примеру, поход Ермака в Сибирь был все-таки завоевательным, то нет никаких оснований писать о том, что он кого-то от чего-то освобождал. Он присоединил зауральские земли...
Есть возможность написать единый учебник истории, который правильно бы расставлял все акценты над нашим общим историческим прошлым. Будущее имеют те гражданские нации, которые умеют находить в своей истории не то, что их разъединяет, а искать те символы, которые объединяют. Как раз на решение таких задач было нацелено заседание.
ВЗГЛЯД: Осенью один из членов совета, председатель клуба «Многонациональная Россия» Александр Соколов предположил в интервью «Известиям», что на цели совета может быть выделено из казны аж до 1 млрд рублей...
В.З.: Ничего не выделено. Все члены совета работают на общественных началах. И стратегия госнацполитики – это единственная наша стратегия, которая была разработана экспертами и активистами без финансирования и исключительно за счет своего личного времени.
ВЗГЛЯД: Глава государства на заседании упоминал федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанную на 2014–2018 годы. Ее сейчас готовит правительство. Ранее появились сообщения, что в Минрегионе предлагают разные варианты программы – стоимостью от 11 млрд до 123,8 млрд рублей. Сколько нужно средств, по-вашему, на такую абстрактную цель, как межнациональная гармония?
В.З.: Я не слышал про 123 миллиарда. Наверное, все ближе к первой цифре. Сейчас окончательная сумма не определена. Это пока заявка организаций, которые участвуют в программе.
На первом заседании совета эта тема обсуждалась. И президент дал соответствующее поручение по его итогам. Эта программа разрабатывается не кулуарно. Хочу напомнить, что создана межрегиональная группа при правительстве, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Козак. Эта группа занимается вопросами межнациональных отношений. Разработка программы идет под патронажем этой рабочей группы, в которую входят представители национальных организаций, национально-культурных автономий, коренных малочисленных народов, цыган и так далее. Подготовка программы уже близка к завершению. А по сумме будет ясно дальше.
Но ни о какой сотне миллиардов речи не идет. К большому сожалению, у нас еще экономят на национальной политике.
ВЗГЛЯД: Не возникает ли дублирование в работе вашего совета и группы Козака?
В.З.: Нет, не возникает. В рабочей группе Дмитрия Козака обсуждаются специфические правительственные вопросы, которые касаются финансирования. А совет, который существует при президенте, в основном рассматривает политический аспект этих вопросов. Например, укрепление единства многонационального народа России. Это не вопрос правительства.
ВЗГЛЯД: Во вторник Росстат опубликовал статистику, согласно которой за прошлый год количество жителей России увеличилось на 292,4 тысячи. Этот прирост, происходящий в основном за счет трудовых мигрантов, компенсировал естественные потери населения за прошлый год. Неизбежно ли для России принимать мигрантов ради сохранения динамики роста населения?
В.З.: Это тенденция последних лет. Здесь два фактора: повышение рождаемости и снижение смертности, то есть улучшение демографический ситуации, и положительное сальдо миграции. Динамики роста населения страны у нас пока еще нет. Достигнуто несколько случаев, когда не допущено снижения. Цифры говорят о том, что в целом за последние годы миграция в РФ не имеет тенденции к росту. Она стабилизировалась. Особенно это произошло после мирового финансового кризиса.
А если говорить об абсолютных цифрах, то в целом на страну доля мигрантов очень незначительна. Она велика в отдельных регионах. Здесь выделяются Москва и Петербург. Мягко говоря, роль миграции в изменении демографии и этнокультурного баланса в стране сильно преувеличена.
ВЗГЛЯД: Как известно, осенью будут выбирать глав в парламенты в Дагестане, Ингушетии, Башкирии, в Ростовской области и Подмосковье... В каких из этих регионов, по-вашему, есть вероятность, что в ходе избирательной кампании отдельные кандидаты попытаются разыграть национальную карту? Или подогреть свою популярность за счет разжигания неприязни к мигрантам?
В.З.: Опасность есть практически везде. Национальная карта была разыграна даже на президентских выборах. Только Владимир Путин выстроил государственную точку зрения, а многие кандидаты и партии пытались разыгрывать национальную карту.
Здесь очень важна позиция правоохранительных органов и зрелость самих партий. Здесь надо быть очень бдительным. Это одна из тем, которая представляет серьезные риски для любой демократии, но в том числе для такого государства с таким сложным этническим составом, как Российская Федерация.
ВЗГЛЯД: Заседание совета прошло в здании Еврейского музея и Центра толерантности. Сказалась ли атмосфера этого здания на ходе самой дискуссии?
В.З.: Одной из своих задач совет считает обобщение позитивного опыта. Данный музей – это яркий пример такой позитивной практики сотрудничества общественных организаций, государства и бизнеса. Участники совета познакомились с этим музеем и получили очень сильное впечатление. Оно еще раз напомнило о необходимости защищать права человека, бороться против расизма и делать все для того, чтобы Холокост больше не повторился.