В субботу в Москве прошел так называемый первый Общероссийский гражданский форум. Его организовал Комитет гражданских инициатив (КГИ) во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным, который, напомним, также входит в Экономический совет при президенте. Организаторы, по их словам, искали дальнейшие шаги по формированию гражданского общества и обсуждали формы взаимодействия с властями.
Это выглядело так, как если бы учительница французского языка в дворянском пансионе пришла бы на собрание матросов на крейсере «Аврора
«Для меня очевидно, что Россия проходит важную фазу демократизации», – заявил на форуме Кудрин, объясняя то, почему он «стал заниматься публичной политикой, связанной с гражданским обществом». Демократизацию же, по его словам, возможно провести «с помощью как политических, так и гражданских механизмов».
В своем обращении Кудрин говорил о том, что страна преодолевает ситуацию, когда государство было монополистом в политике, и россияне должны «уходить от вертикали власти и балансировать ее с горизонталью общественных отношений». По его мнению, в России нужна генеральная линия по децентрализации власти, в том числе по перераспределению финансирования.
На форум собрались около тысячи делегатов, в основном правозащитников, однако собственно политических деятелей было немного. Как пишет газета «Коммерсантъ», приглашение приняли только представители оппозиционных «Яблока» и РПР-ПАРНАС.
Устроители форума обещают сделать его постоянно действующим, но, впрочем, опровергают появившиеся сообщения о том, что на базе этого проекта Кудрин якобы намерен создать собственную либеральную партию.
«Попытка украсть голос общественного мнения»
Проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков считает саму по себе идею гражданского форума очень хорошей. «Предыдущий общественный договор, частью которого была минимальная общественная активность, закончился, – сказал политолог газете ВЗГЛЯД. – Новый общественный договор в значительной степени требует больше активности: его суть заключается в том, что государство поддерживает общественные проекты, а с другой стороны, общественные структуры реализуют проекты в интересах граждан, а не в интересах криминалитета, олигархических группировок и иностранных политических субъектов».
По мнению Маркова, следовало бы даже провести большой общероссийский гражданский форум с участием президента, премьера и спикеров палат парламента – подобно тому, что прошел в 2000 году и сформировал тогдашний общественный договор.
Что же касается мероприятия, прошедшего под председательством Кудрина, то в нем, по словам политолога, был очевиден перекос в оппозиционность, в результате чего было высказано «много фантастических предложений». «Эта фантастичность является причиной некой политизированности и оторванности от реального гражданского общества. Поэтому я бы сказал, что это прежде всего политическое мероприятие, а не общественное», – уверен политолог.
«По сути, отбор участников форума осуществлялся по политическим причинам. Туда в основном приглашали людей оппозиционной направленности и не приглашали людей, готовых сотрудничать с властью», – сетует Марков. По его мнению, «на наших глазах разворачивается попытка украсть голос общественного мнения определенной политической группировкой».
«Это пыталась сделать Болотная площадь, они пытались выступать от имени российского общества и до сих пор пытаются, – считает политолог. – Вот это продолжение в другой форме попытки Болотной площади украсть имя российского гражданского общества».
«А желаю быть владычицей морскою»
В свою очередь политолог Леонид Радзиховский полагает, что любые попытки Кудрина заняться общественной деятельностью, выступить в амплуа публичного политика абсолютно бесперспективны. «Кудрин может зарегистрировать Общероссийский гражданский форум как НКО или же не регистрировать – это абсолютно никакого значения не имеет», – сказал Радзиховский газете ВЗГЛЯД.
По мнению Радзиховского, нельзя сказать, что бывший министр финансов, даже покинув свой пост, оказался в оппозиции к тому курсу, который проводит экономический блок правительства. «Я бы не сказал, что экономические идеи Кудрина не встречают поддержки; кажется, что как экономический эксперт бывший глава Минфина достаточно востребован», – отмечает Радзиховский.
Наконец, напоминает Радзиховский, президент не раз говорил, что высоко ценит Кудрина как эксперта. Другое дело, что этого экс-министру может быть мало, предполагает политолог. «Как сказано в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Не желаю быть царицей, а желаю быть владычицей морскою», – замечает Радзиховский.
Но, полагает он, Кудрин при всем желании не сможет «усилить свой административный вес». «Алексей Кудрин органически, я бы даже сказал, «анатомически» не создан для такой деятельности, – уверен Радзиховский. – Доказательство: один раз он вышел на митинг – это выглядело так, как если бы учительница французского языка в дворянском пансионе пришла бы на собрание матросов на крейсере «Аврора». Его освистали, осмеяли, он испугался, сжался».
По мнению Радзиховского, высокопоставленный чиновник (пусть даже бывший) «не понимал толпу – «среднеклассовую», как у нас принято выражаться».
«Кудрин не представляет средний класс – в глазах самого этого класса он представляет сверхэлитную, сверхбогатую и сверхвлиятельную прослойку, не имеющую к среднему классу никакого отношения, – подчеркивает политолог. – Почитайте, что пишут на демократических сайтах про Гражданский форум Кудрина – издеваются, смеются, плюются; никакого контакта там в принципе нет».
«Все влияние Кудрина (и подобных ему политических фигур) сводится к тому, есть ли прямой провод, подключающий их к высшей власти, – замечает Радзиховский. – Пока такой провод есть, до этого момента и существует его политическое, экономическое и другое влияние. Когда же провод отключают, то и влияние обнуляется».
«Яркий пример – господин Касьянов, – напоминает Радзиховский. – Человек невероятно богатый, бывший премьер-министр, который пытается играть в политику настолько неудачно и настолько нескладно, что он уже практически прекратил этим заниматься и, думаю, проклинает тот день и час, когда он в это ввязался».
«Почему эти люди представляют гражданское общество?»
В свою очередь политолог Александр Коньков уверен, что Кудрин хочет превратиться не только в правозащитника, но и в политика. «Политики зачастую легко относятся к экономике. Как мы видим, экономисты продолжают воспринимать политику вслед за Карлом Марксом как некоторую надстройку над экономическим базисом, – сказал Коньков газете ВЗГЛЯД. – Но в политике тоже действуют свои закономерности, о которых Кудрин осведомлен, но умалчивает. Умалчивает именно потому, что он сейчас примеряет на себя другую корону – не экономиста, а правозащитника, пытаясь получать некоторые дивиденды общественной популярности».
Эксперт добавил, что остается неизвестным, как именно шел отбор участников форума. «Предполагается, что он представляет гражданское общество. А почему мы должны полагать, что именно эти люди представляют российское гражданское общество? В чем их легитимность в данном случае? Такого рода сотрудничество – очередная попытка заполнить политическую повестку некоторыми виртуальными предложениями, которые мало связаны с логикой нынешнего развития страны», – уверен Коньков.
«Те же самые клише»
Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов также полагает, что попытка КГИ «расширить политическое поле», напротив, вызовет лишь полное раздробление этого поля. «Крупных партий в принципе не будет, они будут обслуживать интересы небольших групп людей», – заявил ранее Абзалов газете ВЗГЛЯД.
Выдвинутые КГИ инициативы, по его мнению, «те же самые клише и шаблоны, которые в начале нулевых и даже в 90-е годы пытались инкорпорировать простым перенесением». В качестве примера эксперт привел предложенную КГИ реформу МВД с последующей ликвидацией МВД и ФСКН как отдельных ведомств.
«О ликвидации МВД как такового – по американскому принципу – говорить трудно, все-таки модель США и модель субъектов РФ – это две большие разницы, – уточнил Абзалов. – Инициативам Комитета гражданских инициатив сильно не хватает именно привязки к «почве». Образно говоря, они находятся в безвоздушном пространстве и очень слабо реализуются даже в развитых странах».
По словам эксперта, комитету Кудрина не хватает практичности. «Проекты КГИ должны быть более ориентируемыми на практику, чтобы их можно было бы внедрять завтра-послезавтра, а не через 10–50 лет, когда уже сформируется необходимая структура. И хорошо было бы при этом учитывать существующие реалии», – заключил политолог.
«С восторгом встретят криминальные группы»
Предложение главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина радикально реформировать систему правоохранительных органов с восторгом встретят криминальные группы, заявлял ранее газете ВЗГЛЯД генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По словам эксперта, Кудрин ретранслировал некоторые либеральные тезисы, которые до него были сформулированы как краеугольные требования либеральной общественности к российским властям, но так и не предложил реальной альтернативы.
«Он предложил изменить существующую политическую систему, но гарантий того, что предложенная им схема будет рабочей, не представил и не обосновал эти требования», – пояснил политолог.
Критически Мухин отозвался и о предложении Кудрина радикально реформировать систему правоохранительных органов, которое, по мнению эксперта, «с восторгом встретят криминальные группы». «В 90-е годы и, насколько помню, в 2009 году мы уже проходили нечто подобное, и это заканчивалось усилением криминальной составляющей экономики», – отметил он.
Как показывает практика, тезисы и требования, выдвигаемые либералами, плохо отражаются на российской экономической социальной действительности, добавил политолог.