В понедельник президент Владимир Путин отправил в отставку главу Дагестана Магомедсалама Магомедова. Временно исполняющим обязанности главы Дагестана президент назначил депутата Госдумы, единоросса Рамазана Абдулатипова.
Я собираюсь на конкурсной основе подбирать людей, а не потому, что он – чей-то родственник, брат и так далее... Вы родственнику, брату помогайте, а государственную работу должен делать профессионал!
Сам Абдулатипов после назначения заявил ИТАР-ТАСС, что верит в творческий человеческий потенциал Дагестана и намерен «бороться с безработицей и коррупцией, предпринять все усилия для обеспечения безопасности в регионе, и при этом мое кредо будет – честность и чистоплотность».
Накануне в интервью порталу «Кавказская политика», опубликованном в минувшие выходные, ВРИО главы республики также сказал, как намерен бороться с похищением людей и убийствами. По его словам, «все, кто держит в руках оружие, должны вернуться к мирной жизни». «Необходима координация деятельности всех спецслужб и органов государственной власти, привлечение к процессам мирного урегулирования институтов гражданского общества, журналистов, религиозных деятелей. Только народ может победить террор и насилие», – заявил он.
Впрочем, назначение Абдулатипова не у всех экспертов вызвало восторг. Они напоминают, что новый лидер республики хотя и занимал пост вице-премьера в 90-е годы, но руководил лишь Миннацем – скромным по размерам ведомством, а позднее был послом. Вся остальная политическая карьера его была связана с законодательной, а не исполнительной властью, и пока неясно, справится ли он с такой сложной провинцией, как Дагестан. О том, что он сам думает по этому поводу, ВРИО главы Дагестана Рамазан Абдулатипов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Рамазан Гаджимурадович, в субботу в своем последнем интервью перед официальным назначением вы сказали очень пафосную фразу: «Я иду в Дагестан, чтобы победить воровство и коррупцию, восстановить законность». А вы не переоцениваете свои силы? Вы не думаете, что в такой республике на преодоление коррупции в лучшем случае уйдут десятилетия?
Рамазан Абдулатипов: Я иду делать то, что я смогу сделать. Конечно, я очень реально оцениваю эту ситуацию в целом. Но надо же начать! А хорошее начало – это полдела. Если удастся наполовину, это тоже большое дело.
ВЗГЛЯД: Ваши критики говорят, что у вас нет опыта руководства ни территориями, ни крупными ведомствами. Не боитесь ли, что вас будут часто обманывать, пользуясь вашей неопытностью в финансовых делах?
Р. А.: В Дагестане нет ни одного человека, который обладал бы моим опытом работы и в федеральных, и в конкретных учреждениях. Нет такого... А опыт финансовый? Для этого есть правительство, для этого есть администрация президента...
Несчастен народ, который полностью зависит от одного человека! Нужно, чтобы была масса людей, эффективных, грамотных, которые работали бы честно, свободно и так далее. Поэтому нужно, наоборот, доверять людям и дать им возможность работать.
Я беру людей, которые не проявили себя с точки зрения коррупции, работая в республике. Я беру людей, которые в этом не замечены. Надо доверять людям.
И второе: надо обеспечить максимальный доступ в органы власти многих и многих людей из разных слоев. Я собираюсь проводить конкурсы, на конкурсной основе подбирать людей. А не потому, что он – чей-то родственник, брат и так далее. Вы родственнику, брату помогайте, а государственную работу должен делать профессионал!
ВЗГЛЯД: По обычаю три высшие должности в Дагестане (президент, премьер, спикер парламента) занимают представители трех самых многочисленных народов: аварец, даргинец и кумык. Ваш предшественник – даргинец, вы – аварец... Будете ли вы учитывать национальность людей при подборе на высшие посты?
Р. А.: Многонациональность Дагестана надо учитывать по всем параметрам, по всей политике – не только в кадровой, но и в культурном и государственном строительстве, в экономическом развитии.
Потому что каждая национальность – это люди. Каждая национальность – это дагестанцы. Каждая национальность – это граждане России, россияне. Поэтому надо заботиться о каждом. Надо, чтобы каждый из них максимально почувствовал, что он представлен, что у него есть перспективы. Но вместе с тем понимал и знал, что он дагестанец, что он россиянин.
Эти три национальности обязательно будут представлены на хорошем уровне. Пока не могу называть фамилии, потому что мне надо выступить перед парламентом, надо, чтобы парламент первый узнал об этом. И остальные все национальности будут представлены в правительстве и в администрации президента.
ВЗГЛЯД: Какие первые шаги вы могли бы сделать, что привлечь русских обратно в республику? Магомедсалам Магомедов при поддержке Москвы пытался вернуть русское население, но тщетно...
Р. А.: Возвращение русских в Дагестан начнется тогда, когда нам удастся обеспечить минимальную безопасность людей в республике, обеспечить правопорядок, во-вторых, обеспечить людей работой. Такая задача стоит. Задача актуальная. Но для ее решения нужно существенным образом подготовиться.