Ливийские власти предъявили обвинения одному из адвокатов Международного уголовного суда (МУС) – австралийскому юристу Мелинде Тейлор, сообщила накануне британская The Guardian, получившая доступ к письму ливийского правительства Совбезу ООН. Ливийцы обвиняют 36-летнюю адвокатессу в попытке передать шпионские видеокамеры и закодированное письмо сыну убитого ливийского лидера Муаммара Каддафи Сейфу.
Международный уголовный суд добивается выдачи Сейфа аль-Ислама Каддафи, обвиняя его в преступлениях против человечности. В Триполи же хотят Каддафи-младшего судить на родине (фото: ИТАР-ТАСС) |
В письме сообщается, что Тейлор была поймана с поличным во время встречи с аль-Исламом, который находится в местной тюрьме. По версии ливийской стороны, она якобы пыталась передать ему послание от Мохаммада Исмаила – главного советника Сейфа аль-Ислама и соратника экс-главы ливийской разведки Абдуллы аль-Сенусси, которого усиленно ищут новые власти. Также Тейлор, как утверждают в Триполи, передала арестованному другие документы, которые «ставят под угрозу национальную безопасность Ливии».
Кроме того, местные власти утверждают, что юрист МУС хотела отдать сыну Каддафи две видеокамеры. В ходе осмотра ее вещей была обнаружена авторучка с видеокамерой и часы с вмонтированным в них записывающим устройством. Таким образом, по мнению ливийской стороны, Тейлор нарушила правила судопроизводства Ливии, а также моральные и профессиональные принципы МУС.
Зампред научного совета Московского центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко считает, что Триполи по-прежнему остро нуждается в поддержке Запада, а раздувают скандал из дела Тейлор для «внутренней аудитории».
«Им же надо показать, какие они великие, что Запад им не указ, – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Хотя режим в стране сменился, но народ остался тот же. А в Ливии всегда был очень силен национализм, причем такой местечковый, мелкий... Если хотите, это продолжение традиции, которая была при Каддафи, и плюс желание изолировать семью Каддафи».
По мнению Малашенко, в Триполи вообще не хотят, чтобы арестованные представители бывшего руководства Джамахирии поддерживали хоть какие-то неофициальные контакты с зарубежьем. «Это совершенно не нужные свидетели», – пояснил он.
Среди фактически задержанных «находится гражданин России А.Г. Ходаков, являющийся советником по внешним связям секретариата МУС» (фото: news.flexcom.ru) |
Добровольно остался в Зинтане
О задержании Тейлор, которое произошло двумя днями ранее, стало известно 9 июня. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, четыре сотрудника МУС входили в состав делегации, которая прибыла в ливийский город Зинтан для встречи с Сейфом аль-Исламом. Теперь там остаются еще трое сотрудников МУС: переводчица-ливанка, российский дипломат и испанский юрист. Они сами решили остаться, пока не решится судьба их коллеги. Как сообщал МИД России, среди фактически задержанных «находится гражданин России А.Г. Ходаков, являющийся советником по внешним связям секретариата МУС».
«По имеющейся у нас информации, российскому гражданину ливийцы никаких претензий не предъявляли. Он сам принял решение добровольно остаться в Зинтане со своими коллегами, в т.ч. из соображений профессиональной солидарности, – продолжили в МИД. – В настоящее время посольство России в Триполи в координации с аккредитованными в Ливии дипмиссиями заинтересованных государств предпринимает в контакте с ливийскими властями энергичные усилия для скорейшего освобождения сотрудников МУС».
«А.Г. Ходаков – в прошлом кадровый российский дипломат, возглавлял Правовой департамент МИД России, являлся послом РФ в Нидерландах», – рассказали в МИД.
10 июня МУС потребовал от властей Ливии освободить четырех сотрудников организации. Власти Ливии пообещали в ответ провести расследование относительно делегации МУС.
Напомним, что Международный уголовный суд добивается выдачи Сейфа аль-Ислама Каддафи, обвиняя его в преступлениях против человечности. В Триполи же хотят Каддафи-младшего судить на родине.
В то же время вопрос о судьбе Тейлор, отмечает The Guardian, осложняется тем, что ливийские власти полагают, что она знает о местонахождении Мохаммада Исмаила, что может стать преградой для ее выхода на свободу. Даже если Переходный национальный совет Ливии решит отпустить Тейлор, ему предстоит убедить в целесообразности этого решения группировки, которые фактически управляют Зинтаном.