Во вторник президент России Дмитрий Медведев провел четвертую встречу в формате Открытого (Большого) правительства. Напомним, что на первых трех обсуждались кадровая политика, борьба с коррупцией и развитие конкуренции.
Будут приходить, Дмитрий Анатольевич, и говорить все министры и руководители о том, что с этим жить невозможно, что это затрудняет повседневную деятельность
В этот раз на повестке оказались механизмы работы экспертов с будущим кабинетом министров и в целом – диалог гражданского общества с государством.
«Давайте тень на плетень не наводить»
Самой слабой стороной нынешней власти, причем не только российской, Медведев назвал нежелание объяснять гражданам свои действия. «То, что касается объяснения властью своих действий. Это реально самая слабая сторона власти. И не только российской власти. Давайте уж тень на плетень не наводить. И в других странах власть не объясняет, что делает», – заявил Медведев.
По его мнению, это происходит «и в силу того, что власть имеет легитимность, поскольку основана на доверии людей». «Поэтому многие люди, олицетворяющие собой власть, считают, что им не нужно что-либо объяснять, потому что в них и так уже существует легитимность, данная во время выборов», – уверен президент.
Так глава государства ответил главному редактору радио «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову, заявившему на встрече, что «интерфейс сегодняшней власти: «мы делаем, а вы почувствуете хорошо». Журналист отметил, что в XXI веке такой формулой людей не успокоить – они хотят быть сопричастны с принимаемыми решениями.
«Интерфейс власти стал другим»
Медведев не согласен, что «интерфейс» позволяет власти «почистить перышки», избежав радикальных изменений. «Интерфейс имеет колоссальное значение. Иногда он сам определяет действия. Иногда он становится таковым, что власть не может действовать в привычной системе координат. Хочется закрыть какую-то скорлупу, замкнуться, а уже сделать это невозможно, потому что интерфейс стал другим», – сказал он.
Президент также оспорил высказывание Венедиктова о том, что в Открытое правительство не попали члены так называемого протестного движения.
«На то оно и движение, что оно куда-то движется. Я не очень себе представляю, кто в нем. Каким образом определяется, кто в него попал. На наших мероприятиях были люди, которые выходили на Болотную площадь, на проспект Сахарова – это означает их причастность к протестному движению или нет? Движение оформлено, у него есть представители, менеджеры? А если их нет, то это набор настроений, которые мы обязаны учитывать», – сказал глава государства.
Советник президента, координатор работы Открытого правительства Михаил Абызов уточнил, что многих деятелей «протестного движения» даже звали на эту встречу, но те отказались.
Медведев заметил, что не в обиде на тех, кто решил не участвовать в «коррекции общественной жизни» в рамках возможностей Открытого правительства, а предпочел выражать свои политические взгляды иным способом.
«Видит Бог, что называется, ни я, ни мои коллеги, которые занимались организацией, не закрывались ни от каких предложений. Тот, кто хотел их формулировать, тот, кто действительно готов участвовать, пусть даже на своих условиях, с какими-то оговорками, в коррекции нашей общественной жизни, тот такое право получил», – заявил Медведев.
Глава государства добавил: «Тот, кто хочет выступать с трибуны, тот, кто хочет заниматься политической деятельностью, тот, конечно, не пришел, и в этом нет ничего удивительного и ничего обидного ни для власти, ни для этих людей». Это, по словам президента, персональный выбор каждого.
Визовый барьер
Что касается механизмов сотрудничества с будущим кабинетом министров, то участник встречи, партнер компании Deloitte Александр Брагин предложил создать при премьер-министре экспертный совет (ЭС) из 15 специалистов, который будет согласовывать ключевые решения правительства. Перечень решений, которые не могут быть приняты без визы ЭС, должен быть исчерпывающим, полагает он. Председателя ЭС назначает премьер по представлению членов совета.
Брагин предложил модернизировать ведомственные общественные советы. По его мнению, эти советы должны создаваться непосредственно главой правительства. Основными задачами советов должны стать борьба с коррупцией, развитие конкуренции, кадровая политика. Общественные советы будут участвовать в назначении руководства министерств, предлагает эксперт.
Другой участник встречи, исполнительный вице-президент ТНК-BP Михаил Слободин в свою очередь предложил сформулировать «ограниченный набор мега-показателей», отражающих эффективность правительства. Такие показатели должны устанавливаться в ходе общественного обсуждения.
«Есть риск саботажа»
Абызов, обобщая все прозвучавшие идеи, заявил, что создать экспертный совет при премьер-министре необходимо в течение 2012 года. «Нами закончена подготовка итогового доклада по рабочим группам, который будет представлен в ближайшие дни для соответствующего обсуждения... В течение 2012 года надо сконцентрироваться на таких вопросах, как создание экспертного совета при председателе правительства, перезагрузка общественных советов при федеральных органах исполнительной власти», – заявил Абызов. Он призвал к «перезагрузке» советов и на уровне региональных властей.
По мнению Абызова, за год надо разработать систему оценки эффективности работы органов власти. «Необходимо разработать и запустить открытый бюджет. Дмитрий Анатольевич, феноменальные наработки есть в Министерстве финансов по этому вопросу», – сообщил советник президента.
#{interviewpolit}Он предупредил, что работа Открытого правительства может встретить сопротивление чиновников.
«Мы прекрасно понимаем, что предложенная нами архитектура экспертного совета, общественных советов, работы с гражданским обществом, преобразованная рабочая группа и создание комиссии будут сталкиваться с целым набором рисков... Есть риск саботажа со стороны, скажем, в целом, аппарата чиновников третьего и четвертого уровня. Открытое правительство для власти – это некомфортно, это неудобно, это проблемно. Будут приходить, Дмитрий Анатольевич, и говорить все министры и руководители о том, что с этим жить невозможно, что это затрудняет повседневную деятельность, отвлекает от принципиально важных вопросов, профессиональных и вопросов бытия в принципе», – предупредил Абызов.
На это Медведев откликнулся с явной иронией: «Забавно, если, например, членами правительства будут бывшие участники Открытого правительства, и какая трансформация с ними произойдет буквально за месяц... Быстро, быстро, почти моментально (произойдет трансформация). Отсюда вывод – в новое правительство из Открытого не брать. Всех оставить на своих местах».
«Разжевывай, не разжевывай – им все равно»
Подводя итоги встречи, глава государства призвал «думать, как менять не только людей, но и технологическое обслуживание того, что мы делаем». «Это гораздо сложнее, чем найти людей и рассадить их по местам», – считает он. Президент отметил, что формат Открытого правительства доступен для всех.
«Почему мы должны что-то объяснять? Люди сами должны к этому стремиться», – сказал он, говоря об участии граждан в такой работе. «Тот, кому это интересно, способен разобраться, а тем, кому это неинтересно, разжевывай, не разжевывай – им все равно», – уверен он.
Также он поддержал прозвучавшую на встрече идею о перезапуске общественных советов при органах исполнительной власти. «В большинстве случаев они действительно не работают», – сказал Медведев. «И на федеральном-то уровне – они все декоративные за редким исключением, а на региональном уровне – это просто люди, которые не имеют права сделать ни одного шага ни в одну сторону, не рискуя быть исключенными из этой общественной структуры», – подчеркнул президент.
Что касается экспертного совета, то президент также считает, что его можно создать, и в его состав могут быть отобраны не 15, а 150–200 человек, которые будут меняться на принципах ротации.
«Хотелось бы, чтобы он делился на подгруппы на ротационной основе», – сказал президент, добавив, что одна из них обязательно должна представлять бизнес, который таким образом сможет донести свою позицию. «Это должны быть содержательные разговоры, а не только общие направления, – отметил он. – Это должен быть не мертвый совет, а живой».
Медведев поблагодарил экспертов за работу и попрощался с ними словами: «До встречи в другой жизни!» Ранее он не раз предупреждал, что некоторые участники Открытого правительства могут пополнить потом кабинет министров. Известно, что после инаугурации 7 мая Владимир Путин намерен предложить кандидатуру Медведева на должность главы правительства.
«Забюрократизирует процедуру»
Директор департамента административной реформы Центра стратегических разработок, бывший депутат Госдумы Владимир Южаков, участвовавший в разработке административной реформы 2003 года, приветствовал решение о создании большого экспертного совета.
«Хотя обсуждение всех нормативных актов правительства на экспертном совете несколько забюрократизирует процедуру принятия решений, этот механизм необходим, – сказал Южаков газете ВЗГЛЯД. – По-моему, это будет полезным инструментом для достижения баланса интересов при подготовке тех вопросов, которые обсуждаются в Белом доме».
Южаков не знает, насколько названный вариант оптимален. «Но тот или иной способ согласования в любом случае нужен. Хотя здесь будет много подводных камней, так как очень важен подбор представителей тех групп, которые на самом деле отражают весь спектр интересов в нашем обществе», – предупредил эксперт.
«Большим плюсом будет и то, что такая дискуссия станет публичной, – отмечает Южаков. – Чтобы работа такого совета была конструктивной, он должен обсуждать только определенный круг глобальных вопросов, решение которых является общественно значимым».