Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в понедельник Совет Евросоюза на заседании в Люксембурге продлил санкции в отношении Минска до 31 октября 2013 года. Как сказано в резолюции, принятых белорусскими властями мер оказалось недостаточно для улучшения ситуации в сфере прав человека.
Белорусские власти заинтересованы в разблокировке контактов с Европой: закончился идиллический период отношений с Москвой, которая пресекла «растворительный» бизнес
«Поскольку не все политические заключенные были освобождены, ни один из политзаключенных не реабилитирован, на фоне отсутствия улучшений в сфере прав человека, верховенства закона и демократических принципов совет постановил продлить действие существующих ограничительных мер до 31 октября 2013 года», – цитирует решение Совета ЕС «Интерфакс».
В решении отмечается, что совет вновь призывает прекратить преследование гражданского общества, политической оппозиции и независимых СМИ, выполнить все рекомендации, содержащиеся в докладе верховного комиссара ООН по правам человека, и в полной мере сотрудничать с новым специальным докладчиком Совета ООН по правам человека по Белоруссии Миклошом Харашти.
Совет ЕС вновь призвал немедленно освободить и реабилитировать всех политзаключенных. Также в документе говорится, что совет расценивает освобождение представителя белорусской оппозиции Сергея Коваленко «как позитивный сигнал, но сожалеет, что это было освобождение, вызванное просьбой к президенту о помиловании».
«Совет также по-прежнему обеспокоен по поводу информации о дополнительных тюремных сроках и появляющихся сообщениях о жестоком обращении с политзаключенными», – заявляет Совет ЕС.
Как писала газета ВЗГЛЯД, в Белоруссии 23 сентября состоялись выборы палаты представителей Национального собрания, по итогам которых в парламенте оказались только сторонники президента Александра Лукашенко. В этой связи совет сожалеет, что выборы проходили «на фоне репрессий», представляют собой «еще одну упущенную возможность для проведения выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ и международными стандартами».
Совет ЕС вновь призвал Белоруссию «в полной мере уважать международно-признанные дипломатические привилегии и иммунитет диппредставительств стран ЕС и их сотрудников в Беларуси, в том числе позволив им полноценно исполнять свои функции». Подразумевается, что Минск должен прекратить дипломатическую войну со Швецией, начатую в июле.
В решении совета, однако, упоминается и «пряник». Отмечается, что ЕС готов начать переговоры об упрощении визового режима, что позволит активизировать контакты между людьми и пойдет на пользу белорусским гражданам.
Минск дал дежурную отповедь
МИД Белоруссии уже ответил, что решение Совета ЕС не отвечает принципам добрососедства.
«Сегодняшние решения Совета ЕС фактически замораживают отношения между Беларусью и Европейским союзом на уровне, который объективно не может устраивать ни одну из сторон», – заявил начальник управления информации – пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных на сайте ведомства.
«Белорусская сторона не будет поддаваться давлению», – подчеркнул Савиных. Однако белорусская сторона, как напомнил Савиных, принципиально заинтересована в конструктивном и уважительном диалоге с ЕС и готова к совместной работе в этом направлении.
Минский политолог Александр Класковский в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что Брюссель продлил, но не расширил санкции против белорусских чиновников: «Евросоюз сохранил лицо, МИД Белоруссии дежурно посетовал на санкции. Обе стороны пребывают сегодня во взаимном ожидании разморозки отношений».
Эксперт отмечает, что недавно белорусскими властями были выпущены еще несколько политзаключенных, а Александр Лукашенко вновь взял в последнее время на вооружение риторику модернизации. «По весне Евросоюз как раз выступил с идеей европейского диалога о модернизации Белоруссии, – сказал Класковский. – И в решении ЕС о санкциях это было отмечено».
Как писала газета ВЗГЛЯД, в середине июня стало известно, что Евросоюз готовится ввести новые санкции против Белоруссии, которые могут затронуть крупный бизнес страны. Как говорил директор департамента внешнеполитической службы ЕС по вопросам Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии Гуннар Виганд, ситуация с соблюдением прав человека в Белоруссии остается неприемлемой. Однако тогда новые карательные меры так и не были введены.
А 5 октября, принимая верительные грамоты у новых послов, в том числе из стран ЕС, Лукашенко вновь заговорил в примирительном ключе. Он выразил надежду, что Европейский союз откажется от политики давления и предпримет шаги для восстановления доверия.
«Мы ожидаем, что Евросоюз откажется от бессмысленного давления на нашу страну. Предпримет шаги для восстановления доверия к себе как к серьезнейшему партнеру и доброму соседу», – отметил президент Белоруссии.
Класковский полагает, что между Минском и Западом продолжаются обмен сигналами и закулисные переговоры, результатом которых может стать пакетное соглашение. Эксперт не исключает, что первым этапом по реализации пакета станет освобождение политзаключенных.
«Минск их пока не выпускает, опасаясь, что взамен ничего не получит, – считает Класковский. – По этой же причине Брюссель оставил в списке невъездных свежеиспеченного министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея, который попал туда еще в бытность главой администрации президента». Эксперт напоминает, что в Минске неофициально ожидали его дипломатической «реабилитации».#{ussr}
Эксперт полагает, что в сторону Запада Минск вновь вынужден дрейфовать после очередной ссоры с Москвой вокруг перепродажи на Запад российских нефтепродуктов.
«Белорусские власти заинтересованы в разблокировке контактов с Европой, тем более что закончился идиллический период отношений с Москвой, которая пресекла «растворительный» бизнес и требует приватизации в свою пользу», – полагает политолог.
А вот Кремль, как обычно, заинтересован в вялотекущем конфликте Минска и Брюсселя, считает эксперт. И напоминает, что российское руководство явно было раздражено, когда в белорусско-европейских отношениях царило потепление в 2008–2010 годах, в частности, Белоруссия вступила в «Восточное партнерство».
Одновременно, по словам эксперта, диалоговой риторикой Лукашенко «осторожно пытается напрячь Москву, демонстрируя ей, что двери в Западную Европу закрыты им не наглухо».
При этом, напоминает Класковский, Москва не собирается ссориться с Западом из-за Лукашенко: «В Евросоюзе признают, что Беларусь находится в орбите влияния России, и начинают ей пенять, что сорванец распоясался и заслуживает подзатыльника».
Хотя Лукашенко, отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД, время от времени и пытается втянуть в свой конфликт с ЕС Москву: «Однако и Путин, и Лавров заявляли о моральной поддержке, но исключали ответные санкции, к которым призывал Минск в рамках ЕЭП».
Напомним, что после президентских выборов декабря 2010 года, которые на Западе признали недемократичными, давление на Минск со стороны Евросоюза и США резко усилилось.
Ограничительные меры в отношении белорусского руководства Евросоюз начал вводить в конце января прошлого года. Весной того же года США ввели санкции в отношении ПО «Белорус-нефть» за сотрудничество с иранской NaftIran Intertrade Company. Брюссель расширил черный список белорусских чиновников, которым запрещено въезжать на территорию Евросоюза.
Примеру Брюсселя последовали девять государств, в том числе несколько стран, которые претендуют на вступление в Евросоюз: Хорватия, Македония, Черногория и Исландия (из стран-кандидатов к санкциям не примкнула лишь Турция). В список также вошли Албания, Босния, Сербия, Норвегия и Лихтенштейн. В ЕС заявили, что «приветствуют» решение этих стран присоединиться к санкциям.
Санкции прежде всего предусматривают запрет на въезд в страны ЕС. Всего на сегодня в черные списки включены более 240 человек: белорусский президент Александр Лукашенко, руководители силовых структур республики, судьи, сотрудники избиркомов и даже представители государственной бумажной и электронной прессы. Кроме того, в списки попал и бизнесмен из ближайшего неофициального круга Лукашенко, который считается «кошельком президента».
В ответ Минск огласил свой список невъездных западных политиков.
В конце февраля Евросоюз расширил санкции в отношении Белоруссии. В черный список были внесены два крупных белорусских бизнесмена и принадлежащие им компании: руководитель группы «Юнивест-М» Анатолий Тернавский и владелец футбольного клуба «Динамо-Минск», глава группы компаний «Трайпл» Юрий Чиж. Что касается послов, то постепенно они вернулись в Минск.