Впрочем, выборы в Абхазии были признаны состоявшимися уже в середине дня, когда явка избирателей превысила 60%, сообщили в Центральной избирательной комиссии. Отметим, что 26 августа в республике нерабочий день, так здесь отмечают третью годовщину признания независимости со стороны Москвы.
Меня больше интересует другой вопрос: почему так много людей в дополнительных списках? Почему люди, годами живущие в одном месте, десятилетиями не могут попасть в основной список?
Напомним, досрочные выборы потребовались в связи с тем, что предыдущий глава государства Сергей Багапш, победивший на выборах в декабре 2009 года, скоропостижно скончался в мае этого года.
Репортер газеты ВЗГЛЯД убедился, что в отличие от прежних выборов, когда на улицах городов и сел страны повсюду пестрели плакаты и баннеры с кандидатами в президенты, а на каждом углу обсуждались рекламные проспекты и буклеты, нынешние мало чем напоминали гостям солнечного края о проходящем волеизъявлении. Вообще старожилы отмечали, что таких спокойных выборов они не припомнят за все двадцать лет независимости республики.
Летний вечер в Гаграх
Практически отсутствовали рекламные щиты кандидатов, как, кстати, и рекламные ролики по телевидению. Первый баннер с кандидатом в президенты – портрет премьер-министра Сергея Шамбы – попадается далеко от границы, в Гаграх. Баннеры с этим кандидатом висят и в самом Сухуме. Небольшие плакаты другого кандидата – Рауля Хаджимбы (правда, без фотографии) – наклеены на витрины нескольких магазинов. Полностью отсутствует какая-либо наглядная агитация за и.о. президента Абхазии Александра Анкваба. В основном претенденты на высокое кресло главы государства сделали ставку на выпуск буклетов и газет, в которых они разъясняют свою позицию.
Избирательные участки открылись в 8 утра. Возле небольшого рынка, что около санатория российского Минобороны, уже в такой ранний час собралась небольшая группа женщин. Одна из них эмоционально говорила: «Вряд ли будет второй тур голосов, посмотри, сколько с утра на участок пришло людей!». На вопрос газеты ВЗГЛЯД, за кого они голосовали, они ответили с улыбкой, но уклончиво: «Мы голосовали за того, кто наведет порядок в республике, кто принесет нам изменения, кто сможет бороться с коррупцией».
По сравнению с 2009 годом, число избирателей выросло на 11 тысяч 800 человек. По данным ЦИК Абхазии, их количество составляет 143735 человек. Впрочем, эта цифра не окончательная.
#{image=550306}По словам главы ЦИК Батала Табагуа, изменения вносились вплоть до четверга, но корректировка была незначительной. Те, кого нет в списках и кто пришел уже 26 августа, попадали в дополнительный список. В том числе те, кто имеет абхазский паспорт, но без прописки, а таковых немало. По словам Табагуа, ЦИК готов дать любые данные по избирателям, без всяких проблем, все абсолютно прозрачно.
Однако некоторые кандидаты в президенты уже успели обвинить ЦИК в подлоге выборов. Табагуа эти упреки воспринимает крайне эмоционально: «Они на прошлых выборах точно так же обвиняли нас. Хотя прекрасно знают, что это невозможно. На каждом бюллетене ставится подпись двух наблюдателей от кандидатов. Такой чести они удостаиваются путем проведения жребия, который между наблюдателями проводят на избирательных участках рано утром. Эти люди ставят свои подписи в правом верхнем углу. Подделать это невозможно».
Бархатный сезон
На набережной Сухума, как всегда, многолюдно. Несмотря на приближающийся сентябрь, толпы праздно гуляющих туристов не редеют. Многие из них становятся свидетелями словесных баталий между сторонниками и противниками кандидатов, которые разворачиваются в каждой прибрежной кофейне.
Вообще для Абхазии кофейни – это политические клубы, где рядом с крестьянином может сидеть президент и они могут наравне обсуждать события. Наибольшей популярностью уже много лет пользуется кофейня «У Акопа», в которую во время визита российского президента Багапш приглашал и Дмитрия Медведева.
Пятачок перед кофейней, где тоже прогуливаются и спорят, как в Гайд-парке, горожане, носит менее престижное название – «брехаловка». Возле этой маленькой будочки, которую-то и кофейней можно назвать с трудом, всегда многолюдно. Она не прекращала свою работу даже в военные годы в начале 1990-х. И была единственной отдушиной для сухумчан. Здесь горожане пили кофе, играли в нарды и домино, узнавали последние новости о происходящих вокруг Абхазии событиях. Сегодня картина слегка видоизменилась. Пространство вокруг кофейни облагородили. Поставили столики и стулья, провели свет.
Люди по-прежнему собираются, обсуждают президентские выборы. Разные политические взгляды не стали камнем преткновения во взаимоотношениях избирателей. «Выборы выборами. Но на этом пятачке все равны, каждый волен говорить то, что думает. И оппозиция, и президент», – говорит пожилой завсегдатай этих мест Михаил.
Другой избиратель, мужчина лет пятидесяти Георгий, сторонник Рауля Хаджимбы, делится с корреспондентом своими прогнозами: «Непременно будет второй тур голосования. В первом туре Анкваб наберет 47%, Хаджимба – 33%, Шамба – 20%. При любом раскладе наш кандидат одержит победу. Рауль сможет объединить общество».
Уверенные прогнозы Георгия пытается оспорить сторонник Анкваба Астамур. По его мнению, все решится в первом туре: 57%, естественно, наберет его кандидат, 24% достанутся Раулю Хаджимбе и 19% – Сергею Шамбе.
Премьер-министр на «брехаловке»
Сам Шамба в это время прогуливался рядом в окружении гостей и своих охранников. Еще в 9 утра он пришел на избирательный участок, который разместился в 14-й школе. Здесь его ждала толпа сторонников. Наблюдатели отметили, что с утра настроение у кандидата в президенты было куда лучше, чем в последние дни перед выборами. Шамба проголосовал, пообщался с прессой. На вопрос газеты ВЗГЛЯД, за кого он голосовал, он улыбнулся, сообщив: «Вы не поверите, но – против всех».
В штабе у Рауля Хаджимбы в обед было немноголюдно. Сам кандидат в президенты, сидя в кабинете, внимательно следил за тем, как мужчина средних лет принимает доклады от наблюдателей. На вопрос, есть ли нарушения, он ответил, что есть, но они незначительные.
«Меня больше интересует другой вопрос: почему так много людей в дополнительных списках? Почему люди, годами живущие в одном месте, десятилетиями не могут попасть в основной список? Вот, к примеру, 10-я школа – уже в дополнительных списках 300 человек. И это данные на час дня».
Данным экзит-полов Хаджимба также не доверяет, по его мнению, они ничего и не дадут: «Абхазцы – такой народ, что они никогда не скажут, за кого они проголосовали, так что этим исследованиям не стоит доверять». На вопрос газеты ВЗГЛЯД, намерен ли он в случае поражения оспаривать в суде итоги выборов, Хаджимба ответил отрицательно: «Как показывает практика, добиться правды после выборов невозможно. Зачем зря терять время?»
#{ussr}Миссия международных наблюдателей CIS-EMO (Украина) и «Фонда исследования проблем демократии стран СНГ» выразила удовлетворение уровнем организации выборов.
За два дня до выборов в Абхазию приехало рекордное количество международных наблюдателей – 120 человек. Накануне они проверили участки, ознакомились с деятельностью ЦИК Абхазии и в день выборов разъехались по районам. Член Общественной палаты России Александр Брод, посетив Гальский и Очамчирский район, отметил высокую активность избирателей.
«Люди, несмотря на жару, дожидались своей очереди. Это означает, что они проявляют интерес к выборам». То, что на участках стоят очереди, подтвердил и заместитель главы ЦИК России Станислав Вавилов. «Мы посетили более 15 участков. Везде очереди. Народ проявляет интерес к выборам. Ситуация такая же, как в 2009 году», – сообщил он газете ВЗГЛЯД.
Наблюдатель из Японии, президент патриотической организации Кимуро Мицуро в разговоре с газетой ВЗГЛЯД подчеркнул, что не заметил нарушений.
«Каждый избиратель имеет право прийти к участку, предъявить удостоверение личности – паспорт, получить бюллетень, после этого ему ставят отметку в паспорте, что он получил бюллетень, и он уходит в кабину для голосования. За кого он там проголосовал, нам неизвестно, – сказал Мицуро. – Выборы вполне можно назвать демократичными. Я был на пяти участках, пока нигде не наблюдал нарушений».
И.о. президента постоял в очереди
Даже глава республики Анкваб должен был постоять в очереди, прежде чем смог проголосовать.
В разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД он признал, что избирателей в ходе этой кампании впервые больше всего волновали вполне мирные, бытовые вопросы. После того как угроза нападения со стороны Грузии ослабла, на первый план в Абхазии вышли социальные проблемы.
«Люди хотят жить хорошо сегодня, но пока живут плохо. И не потому, что в этом наша вина, а потому, что была война, послевоенные тяжелые времена, – заявил газете ВЗГЛЯД и.о. президента. – Сегодня в Абхазии очень тяжело живут пенсионеры, бюджетники. К примеру, учителя, медики. Заработная плата педагога – 3 тыс. рублей. Тяжело сегодня живут и в деревне. Надо выработать грамотно систему, чтобы поступающие в казну деньги грамотно распределялись на эти нужды».
Накануне выборов Шамба не раз выражал озабоченность возможными массовыми подтасовками при голосовании и даже грозил вывести своих сторонников на улицу, «как в Египте», чтобы не позволить украсть свою победу. В частности, Шамба, как и Хаджимба, опасался массовых вбросов липовых бюллетеней под видом открепительных удостоверений.
Комментируя эти опасения газете ВЗГЛЯД, Анкваб заметил: «Как можно вбросить бюллетени? Их перед началом голосования подписывают два члена участковой комиссии в присутствии остальных. Они их визируют, ставят печать, потом все это считается, кладется и начинается. Если в ходе подсчетов найдут бюллетень без печати и без подписей, его, естественно, отбраковывают. Разве наблюдатели от кандидатов не смотрят? Как можно прийти и бросить туда кучу бюллетеней?»
Как сообщили в ЦИК республики вечером в пятницу, по предварительным данным, в голосовании участвовали более 75 тыс. человек из примерно 144 тыс. избирателей. «Явка избирателей на досрочных выборах президента Абхазии на 18 часов составила 61,63%, выборы президента Абхазии состоялись», – сообщил Табагуа. Он напомнил, что это меньше, чем на выборах два года назад.
Предварительные итоги голосования ЦИК планирует огласить в полдень в субботу.