В четверг несистемная оппозиция раздвоилась: лидеру незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуарду Лимонову вновь не удалось провести несанкционированную акцию «Стратегия-31» на Триумфальной площади в центре Москвы, в то время как глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева провела разрешенную властями акцию на Пушкинской площади, объявив «Стратегию-31» закрытой.
Некоторые завсегдатаи по привычке шли на Триумфальную площадь, и в итоге полицейские даже помогали заблудившимся
«Именно под ручку»
Сам Лимонов посетовал «Интерфаксу» по телефону, что его заранее доставили в ОВД «Тверское». «Нахожусь в Тверском ОВД, оформляют бумаги», – передал Лимонов, добавив, что с ним обращались «вежливо, как всегда». По его словам, машина, в которой он ехал к месту действия, застряла в пробке рядом с площадью, после чего была остановлена сотрудниками ГАИ, он был задержан. «Искали удобное место для того, чтобы выйти из машины, но сотрудники ДПС, видимо, увидели, остановили нашу машину и – со всеми вытекающими последствиями», – сообщил оппозиционер.
Всего, по данным ГУВД Москвы, на Триумфальной были задержаны около 50 человек, в том числе координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов. Правда, сам Удальцов утверждал позднее, что ему удалось избежать задержания. В свою очередь начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков рассказал, что Лимонову и Удальцову «в соответствии с законом о полиции зачитали их права, после чего объяснили, что своими действиями они провоцируют своих сторонников на противоправные действия».
Вечером того же дня Лимонова отпустили, составив в его отношении протокол об административном правонарушении по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях. Теперь за попытку провести несанкционированный митинг Лимонову грозит 15 суток ареста в изоляторе.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, который пришел на Триумфальную площадь в качестве наблюдателя, поддержал действия полиции. «Все, что я видел на Триумфальной площади, организовано вполне цивильно, – заявил Федотов «Интерфаксу». – У меня нет никаких претензий к действиям полиции. Они действуют очень аккуратно. Я видел, как нескольких молодых людей, которые решили порезвиться на строительных лесах с плакатом, достали и под ручку повели в автобус. Именно под ручку».
Добавим, что попытка лимоновцев провести на Триумфальной свою акцию привела к серьезному транспортному затору в сторону центра столицы, передает корреспондент РИА «Новости». На площади, где еще оставались сотрудники правоохранительных органов, а также несколько журналистов и прохожие, по данным агентства, осталось лежать много мусора, в том числе большое количество окурков. Коммунальные службы сразу начали уборку участка.
Напомним, отказ Лимонову провести мероприятие был дан на том основании, что с утра на Триумфальной площади свою акцию в поддержку донорства уже должно было провести молодежное движение «Россия молодая». Лимонов по обычаю предупредил, что все равно выведет своих сторонников к памятнику Маяковскому, более того, он грозился устроить шествие по всей Тверской до памятника маршалу Жукову на Манежной. В ответ ГУВД Москвы в свою очередь предупредило Лимонова, что любая попытка провести несанкционированную акцию будет пресечена.
«Сотрудники правопорядка помогут организаторам»
Зато совершенно ровно прошла другая акция радикальной оппозиции – на соседней Пушкинской площади. В семь часов вечера начался согласованный с властями митинг, организованный главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой. В заявке она оговорила участие 2 тыс. человек. Алексеева также рассчитывала провести шествие от Триумфальной до Пушкинской площади, но его согласовать не удалось. Однако, как рассказала Алексеева, власти пообещали не задерживать участников митинга, которые собирались пройти пешком по тротуарам от Триумфальной до Пушкинской площади.
Вместо заявленных 2 тыс. пришли около 150 человек и столько же журналистов, о чем Сергей Гуляев и сообщил РИА «Новости». Все желающие проходили через рамки металлоискателей и показывали содержимое сумок.
Некоторые завсегдатаи по привычке шли на Триумфальную площадь, и в итоге полицейские даже помогали заблудившимся. «Сотрудники правопорядка будут оказывать помощь организаторам и участникам согласованного митинга на Пушкинской площади. Мы с пониманием относимся к тому, что определенная часть граждан не была оповещена об изменении места проведения мероприятия и, возможно, будет собираться на 1-й Тверской-Ямской улице, около дома № 2», – сообщил по этому поводу представитель ГУВД.
Выступая перед собравшимися, Алексеева призвала отстаивать право граждан на честные выборы. «Сегодня не мы определяем, кто будет руководить страной, определяют те, кто находится у власти, и определяют в своих интересах», – заявила она. Участники развернули плакаты с надписью «Соблюдайте российскую Конституцию!», а также транспаранты с цитатой из 31-й статьи Конституции.
По признанию самой Алексеевой, таким образом для нее закончилась последняя акция в защиту 31-й статьи Конституции, которая гарантирует свободу собраний, а с ней и вся «Стратегия-31». На протяжении последних двух лет она пыталась проводить ее вместе с Лимоновым, но чаще всего эти акции заканчивались задержаниями.
Напомним, в конце прошлого года, после того как мэром Москвы стал Сергей Собянин, Алексеева получила санкцию на проведение митингов. Глава МХГ выбрала компромиссный стиль общения с властями, в то время как Лимонов выдвигал мэрии все новые и новые условия, по мнению наблюдателей, заведомо невыполнимые. В итоге между Алексеевой и Лимоновым произошла ссора. С тех пор оба решили проводить свои акции в поддержку 31-й статьи Конституции врозь, однако если Алексеевой всякий раз удавалось согласовывать митинги на Триумфальной площади, то Лимонову – нет.
Теперь Алексеева обещает изменить формат акций и проводить их не 31-го числа каждого месяца, а в какой-то другой день. При этом впервые она решила устроить акцию уже не на Триумфальной площади, которая с лета фактически закрыта на ремонт.
Троллейбус не помог
Радикальные оппозиционеры также попытались в четверг провести несанкционированную акцию и в Санкт-Петербурге – на Невском проспекте у Гостиного двора. В акции участвовал сопредседатель незарегистрированного движения «Солидарность» Борис Немцов, который пришел на Невский в сопровождении исполнительного директора Объединенного гражданского фронта Ольги Курносовой и другого активиста «Солидарности» Ильи Яшина.
Сотрудники правоохранительных органов предлагали оппозиционерам разойтись, предупреждая о недопустимости проведения незаконных акций. Но те двинулись в сторону Смольного по Невскому проспекту. Сначала шли по тротуару, однако в месте пересечения Невского проспекта и Фонтанки к «несогласным» присоединилась колонна анархистов, перекрывших движение по набережной.
Затем несколько десятков молодых людей перекрыли Невский проспект. После этого сотрудники полиции оттеснили оппозиционеров на тротуар, где завязалась небольшая потасовка. Нарушители порядка смогли зажечь несколько дымовых шашек, так что главный проспект города ненадолго затянул дым. Затем полицейские блокировали колонну на углу Мытнинской улицы и Суворовского проспекта. «Несогласные» попытались пойти в обход, но не смогли. В итоге несколько оппозиционеров во главе с Немцовым укрылись в троллейбусе, который подъехал на остановку, но не смогли на нем уехать. Троллейбус был остановлен сотрудниками правопорядка, после чего некоторых оппозиционеров задержали.
Задержанных посадили в специально подготовленный автобус для задержания. Среди них оказался и глава петербургской «Молодой гвардии» Артем Мурзаков, который явился на акцию оппозиции как наблюдатель.
«Лимонов потерял возможность возвращения в нормальное публичное поле»
Подводя итоги оппозиционной эпопеи-31, эксперты пришли к мнению, что их нарочитая бескомпромиссность, желание делать пиар на конфликтах с правоохранительными органами не принесли желаемого результата, а наоборот, сделали несистемную оппозицию еще более маргинальной.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что инициатором проекта «Стратегия-31» был именно Лимонов, но в итоге он остался ни с чем, рассорившись со многими соратниками. «Заняв бескомпромиссную позицию, Лимонов потерял возможность возвращения в нормальное публичное поле», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, если бы Лимонов поддержал попытки Алексеевой найти как минимум неагрессивное поле для диалога с властями, то «не было бы проблем несанкционированных акций». «Алексеева выиграла больше, чем Лимонов, в этой ситуации. С учетом того, что она настроена на диалог с властями, во всяком случае по поводу того, чтобы эти акции проходили мирно и без провокаций, то, я думаю, никаких значимых проблем с согласованием других акций у нее не будет», – предположил Орлов.
В свою очередь гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко уточнил, что у Алексеевой и Лимонова разное видение будущего. «Алексеева исходит из того, что постепенно что-то будет меняться в лучшую сторону и обострять отношения с властями не надо, а нужно договариваться, вести диалог. Лимонов исходит из прогноза, что рано или поздно рванет и дело идет к народному бунту. И надо быть самым радикальным, чтобы потом подхватить эту радикальную волну», – сказал Минченко газете ВЗГЛЯД.
Что касается самого замысла «Стратегии-31», то, по словам Минченко, после того как эти акции начали санкционировать власти, они потеряли «свежесть» и не привлекают к себе большого внимания общественности.