В четверг руководители силовых ведомств обсудят вопрос об отделении Следственного комитета от прокуратуры и создании единого следственного ведомства. Об этом в среду РИА «Новости» сообщил высокопоставленный источник в правоохранительных органах
Я не планирую просто так кого-то сливать, соединять… Но в любом случае, решение будет спокойным, и никто от этого не потеряет – ни в деньгах, ни в погонах
Источник «Интерфакса» в силовых структурах уточнил, что изменения пока не затронут следственные подразделения при ФСБ, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и МВД. В начале сентября МВД отправило предложения по реформе центрального аппарата руководству страны. В них говорится о том, чтобы оставить СК в структуре Министерства внутренних дел. То же самое относится к следствию в ФСБ и ФСКН.
Между тем президент России Дмитрий Медведев в начале августа говорил о планах провести в сентябре совещание по поводу возможности создания единого следственного комитета, оговорившись, что «никаких волюнтаристских решений не будет». «Я не планирую просто так кого-то сливать, соединять. Даже если рассматривать идею единого следственного комитета, а она, на мой взгляд, имеет право на существование, как имеет право на существование и действующая конструкция, но в любом случае, решение будет спокойным, и никто от этого не потеряет – ни в деньгах, ни в погонах», – заверил глава государства.
По его словам, если решение о создании единого следственного комитета и будет принято, «то оно будет выверенное, спокойное и комфортное для всех: и для сотрудников милиции, и для сотрудников следственного комитета».
Отметим, что генпрокурор Юрий Чайка неоднократно высказывался за формирование единого следственного органа вне каких-либо ведомств, в том числе вне прокуратуры. Но сама прокуратура должна следить за следствием. В свою очередь глава Следственного комитета при МВД Алексей Аничин изначально был против создания такого комитета, в котором «нет никакой необходимости». «Никто не может вообще объяснить, для чего это нужно», – говорил Аничин, добавляя, что в противном случае «работа будет парализована как минимум на полтора–два года».
Источник в ФСКН сообщил «Интерфаксу», что «руководство комитета, в принципе, поддерживает идею создания единого следственного комитета, однако этот процесс должен быть поэтапным».
Другим сторонником скорейшего создания следственного суперведомства выступает глава Счетной палаты Сергей Степашин. «Время пришло», – сказал Степашин неделю назад на заседании президиума Ассоциации юристов России (АЮР). Он предложил АЮР в рамках обсуждения президентского законопроекта о полиции внести это предложение.
В Госдуме тоже есть мнение по поводу реформы следственных органов. Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников считает, что следствие должно быть выведено из МВД и ФСБ. Он заявил в понедельник, что после утверждения закона «О полиции» надо принять отдельный закон о следственном комитете, который получит «достаточно сильный статус».
Другим сторонником идеи выступает глава СКП Александр Бастрыкин. В интервью «Российской газете» он заявлял, что преступность «становится все более организованной» и «приобретает транснациональный характер», в связи с этим «пришло время создавать единый следственный орган».
«На наш взгляд, повысится эффективность руководства следственными органами в целом по стране из единого центра, что значительно повысит их управляемость. Будут преодолены межведомственные барьеры, неизбежно возникающие при альтернативной подследственности», – пояснил Бастрыкин.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин отмечает, что в вопросе, объединять или не объединять следственные комитеты, остается много неясностей. «Дьявол кроется в деталях. Что подразумевается под единым следственным органом? Очень многие называют его российским аналогом ФБР. Это в корне неправильно, потому что ФБР помимо следственных полномочий обладает функциями оперативно-розыскной деятельности», – сказал Салин газете ВЗГЛЯД.
Политолог напомнил, что в России идея объединить следственные органы в одну структуру изначально подразумевала простое сливание всех следственных подразделений в одно целое. Но в таком случае новое следственное подразделение для получения информации «должно идти на поклон» к милиции, ФСБ и прочим силовым структурам, которые согласно закону вправе заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
Поэтому сначала нужно прояснить, какими полномочиями намерен обладать объединенный следственный комитет. Простое объединение может принести много проблем. Следователи следственных комитетов при прокуратуре зарабатывают больше своих милицейских коллег. Поэтому тогда придется либо одним повышать, либо другим понижать. «А это в первом случае сильно бьет по бюджету, а во втором – по статусу прокурорского следователя», – подчеркнул Павел Салин.