Общественная палата России попросила Национальную лабораторию внешней политики сделать обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий. Эксперты подробно изучили опыт Великобритании, Германии, Италии, Литвы, США, Франции, Японии, Швеции и Швейцарии.
Мировые державы в своей законодательной базе закрепляют как необходимость существования права граждан на выражение собственного мнения, так и необходимость определенных ограничений свободы реализации этого права
Исследование показало, что ни в одной из этих стран свобода собраний и митингов не регламентируется одной лишь конституцией. Во всех законах, конкретизирующих условия реализации этих свобод, есть ограничения. При этом западное законодательство отличается более конкретными и более жесткими по сравнению с российскими требованиями к порядку проведения демонстраций и шествий.
В Германии, кроме федерального закона, каждый город сам определяет место проведения митингов, а в крупных городах США без подачи заявки (которую власти еще должны удовлетворить) манифестантов арестовывают. Если требования не соблюдаются, то власти пресекают такую акцию. Только в Вашингтоне ежегодно совершается примерно тысяча арестов. Многочисленные судебные решения подтвердили права властей переносить место митинга, даже если они разрешают его. В Японии главным критерием запрета стала возможность затруднения дорожного движения, поэтому власти постоянно выдвигают требования изменить место проведения акции. И организаторы обязаны их выполнять.
В Уголовном кодексе Франции говорится, что сборище «может быть рассеяно силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от префекта». Что касается демонстраций, то если они проводятся без предварительного уведомления и после запрета, то организаторам грозят полгода тюрьмы.
В Нью-Йорке разрешение на проведение митингов и маршей с указанием места, даты и времени маршрута движения направляется организаторами за 45 дней. В некоторых городах и штатах запрещается проводить публичные мероприятия вблизи «зон тишины», правительственных кварталов, административных зданий и т.п., чтобы был обеспечен порядок и безопасность.
Эксперты пришли к выводу, что несмотря на встречающиеся иллюзии идеального состояния, справедливости и пропорциональности общественных отношений в развитых западных странах, ведущие мировые державы в своей законодательной базе закрепляют как необходимость существования права граждан на выражение собственного мнения, так и необходимость определенных ограничений свободы реализации этого права.
При этом проводятся различия между видами публичных мероприятий – от «мирных шествий» до «сборищ», «незаконных собраний» и «публичных беспорядков», что позволяет оперативно выбирать на месте, без длинной цепочки согласований методику действий органов правопорядка, степень жесткости этих действий.
Член правления фонда «Институт развития» Павел Святенков согласен, что на Западе законодательство более жесткое. Эксперт сказал газете ВЗГЛЯД, что «там запрещаются манифестации, которые проходят с применением насилия, наносят ущерб городскому имуществу, блокируют дорожное движение или организовываются у опасных объектов, таких как военные базы и атомные станции».
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин уверен, что если бы те, кто хочет публично выражать свое мнение в России, соблюдали законы, им бы никто не препятствовал. По его словам, организаторы малочисленных мероприятий главным образом стремятся попасть в центр внимания СМИ, а не заявить о какой-то проблеме. Что касается действий милиции и ОМОНа, которые в случае нарушения оппозиционерами общественного порядка пытаются пресекать эти акции, то такие действия абсолютно соответствуют рамкам закона. «Если нарушается правопорядок, милиция обязана, она не имеет права, она обязана это пресечь», – сказал Салин газете ВЗГЛЯД.