Все страны мира признают право своих соседей на мирный атом, но в то же время будут прикладывать все усилия для обеспечения ядерной безопасности, подчеркивается в итоговом коммюнике, принятом по окончании ядерного саммита в Вашингтоне.
У нас непростая история отношений, мы то начинали душить друг друга в объятиях, то между нами возникала пропасть
Дальше всех вновь пошли Россия и США, договорившиеся об уничтожении к 2018 году 70 тонн оружейного плутония. Последний российский реактор-наработчик плутония, пообещал президент Дмитрий Медведев, будет закрыт до конца этого месяца. «Даже идея «глобального нуля» теперь не кажется абсолютно иллюзорной», – констатировал президент по итогам всех встреч.
Задушить в объятиях
Россия и дальше готова идти по пути разоружения. Об этом заявил Дмитрий Медведев, выступая после окончания саммита в Брукинском институте. Более того, после подписания СНВ-3 эта цель стала главным ориентиром для двух государств.
Однако для начала, напомнил президент, американскому и российскому парламенту нужно ратифицировать уже подписанный договор, причем сделано это будет синхронно, чтобы не поставить никого в «неловкую ситуацию». «Мы можем сделать это в виде пакетного решения. С утра созвонимся с президентом Обамой, я спрошу у него: «Ты вносишь? Если да, тогда и я вношу», – приводит РИА «Новости» слова российского лидера.
Оценивая содержание СНВ-3, Медведев не согласился с выводами некоторых аналитиков о смещении баланса в ту или иную сторону, подчеркнув, что текст договора стал «хорошей штукой».
Вместе с этим президент обратил внимание на то, что отношения двух государств вообще за последнее время только улучшились. «У нас непростая история отношений, мы то начинали душить друг друга в объятиях, то между нами возникала пропасть. Мы не должны искать различия, нужно выстраивать долгосрочные прагматичные отношения, основанные на общих ценностях демократии и экономической свободы, общих целях борьбы с глобальными угрозами», – полагает он.
Медведев там же напомнил, что Россия нуждается в нескольких десятилетиях стабильной спокойной работы по созданию эффективной политической и экономической системы, и только в этом случае разногласия с США начнут уходить в прошлое. «Чтобы это произошло, не нужно учить друг друга жить», – подчеркнул президент.
Что же до США, то Медведев заверил, что Россия заинтересована видеть эту страну «ответственной, мирной, авторитетной и динамично развивающейся». Тем более что России хотелось бы рассчитывать на помощь «друзей» в решении некоторых вопросов. Например, в лоббировании ее интересов на пути вступления в ВТО.
По словам Медведева, Россия уже давно должна была быть в данной организации, но она дольше всех топчется у ее порога. «Если говорить прямо, то мне представляется, что вопрос о вступлении России в ВТО очень сильно политизирован: из ВТО сделали морковку, которую подвесили перед носом России. Говорят: «Вы вот ведите себя прилично, и тогда мы примем вас в ВТО». Но это ведь неверно, ведь от того, что Россия будет в ВТО, выиграет не только Россия, но и мировая экономика», – убежден он.
Продолжим ломку
Касаясь внутренних проблем России, Медведев заверил, что власти не изменят курс на модернизацию страны, несмотря на инерцию чиновничьего аппарата. «Модернизация – это всегда ломка. Сопротивление чиновников всегда есть, в любом обществе, и это происходит не потому, что они плохие, просто есть определенная консервативность мышления», – констатировал он.
Медведев также отверг предположения о возрождении в стране сталинизма. По его словам, эта проблема надумана, никакого изменения оценки этого исторического периода не происходит.
Из ВТО сделали морковку, которую подвесили перед носом России, и говорят: «Вы вот ведите себя прилично, и тогда мы примем вас в ВТО
Тем не менее он согласился с тем, что деятельности Сталина во все времена будут давать противоречивые оценки. «Это скорее вопрос личных ощущений людей. Могут меняться знаки, представления, но это не значит, что то, что было черным, будут называть белым, или наоборот. Если говорить о Сталине и его окружении, то они совершили преступление и перед своим народом, и в определенном смысле перед историей», – цитирует его слова ИТАР-ТАСС.
Все хуже и хуже
Разоружающиеся ведущие державы по-прежнему не знают, как поступить с ядерной программой Ирана. Никакого прогресса, констатировал Медведев, за это время добиться так и не удалось. «За последнее время мы не только не улучшили ситуацию вокруг этой проблемы, она стала сложнее. К сожалению, Иран, по сути, игнорирует те вопросы, которые ему адресуют, либо отделывается малозначительными фразами и предложениями», – добавил он.
В связи с чем российский президент вновь подтвердил готовность Москвы обсуждать введение новых санкций против республики, которые, впрочем, не должны стать наказанием для ее населения. «Сейчас много говорится о необходимости введения санкций в отношении Ирана. При этом это не значит, что санкции – полезная вещь, и уж тем более они должны не наказывать иранский народ, а обеспечивать нераспространение ядерного оружия», – подчеркнул глава государства.
Зато в другой стране – Афганистане – Россия США почти не помощник. Во всяком случае, глава государства не считает нужным, чтобы наша страна приняла участие в афганской международной военной операции. «У нас есть своя история работы в Афганистане, еще в советский период, это была очень трудная страница. Не уверен, что наше общество готово еще раз эту страницу открыть», – пояснил он.
Поэтому Россия предпочитает сконцентрироваться на транзите грузов в Афганистан, а также реализации гуманитарных и социально-экономических проектов по восстановлению экономики республики. Вместе с этим он обратил внимание на необходимость развития политической системы страны. «Если Америка уйдет оттуда, силы альянса уйдут оттуда, то возникнет вопрос: на чем будет основано гражданское общество, на чем будет основана политическая система Афганистана. К тому времени она должна стать более самостоятельной, и на это должны быть направлены наши общие усилия», – подчеркнул президент.
Новый Афган
Не обошел вниманием российский лидер и ситуацию в Киргизии. По его мнению, страна фактически стоит на грани гражданской войны, к которой ее подтолкнули власти республики. «Ответственность за это несут власти самой Киргизии, и риск распада страны на две части: на север и юг – реально существует, очень важно предотвратить кровопролитие», – уверен он.
Опасность войны в регионе заключается и в том, что туда могут устремиться террористы и экстремисты «всех мастей». «В ходе таких конфликтов создается самая благоприятная почва для радикалов, и тогда у нас на месте Киргизии может возникнуть Афганистан, существовавший некоторое время назад, – второй Афганистан, до того как там были произведены известные действия. Наша задача – помочь киргизским партнерам найти самый спокойный способ выхода из этой ситуации», – считает он.
В то же время Россия не будет и дальше вмешиваться во внутренние дела соседа.
В частности, это касается дальнейшей судьбы американской базы «Манас». «Курманбек Бакиев – человек последовательный: он сначала сказал, что собирается принять решение о том, чтобы ликвидировать американскую базу в Киргизии, а потом принял такое же последовательное решение о сохранении (американского) центра транзитных перевозок. Как мне представляется, последовательность всегда является лучшей характеристикой политика. Чем последовательнее действует человек, тем лучше у него результаты», – сыронизировал глава государства.