− Владимир Леонидович, каков главный итог сегодняшних переговоров президентов России и Украины Дмитрия Медведева и Виктора Януковича?
Мост невозможно строить от середины и идти к одному из берегов, то есть действовать по принципу, чем дальше от России, тем ближе к Европе. Мост предполагает соединение двух берегов: России и Евросоюза
− Безусловно, те торосы в наших отношениях, которые были созданы за последние пять лет, разгрести даже президентам, даже в очень длительной и подробной беседе невозможно. Но радует явно выраженное стремление того и другого президента это сделать. Мы видим, что Янукович практически открыто, без виляний, которые предсказывали некоторые политологи, собирается кардинальным образом улучшить отношения с Россией. И это факт. Мы это видели на пресс-конференции и во многих интервью, которые он давал перед этим.
− Что будет с ценами на российский газ для Украины? Медведев говорил, что цена должна основываться на «рыночных принципах». А Янукович перед визитом в Москву заявил, что намерен добиваться ее снижения.
− Одно не противоречит другому. Юлия Владимировна Тимошенко замечательно заключила соглашение по ценам на газ, совершенно не предугадав снижения цен на нефть, а значит, через полгода, соответственно, снижения цен на газ, что сейчас Украина платит за тысячу кубометров на 100 долларов больше, чем страны Европейского союза. Поэтому заявления Медведева и Януковича абсолютно не противоречат друг другу. Если переходить на рыночные цены, то Украина будет платить меньше.
− Виктор Янукович пообещал в скором времени найти ответ на вопрос о базировании Черноморского флота в Севастополе. По его словам, такое решение устроит Москву и Киев. За этими словами последуют реальные перемены?
− На пресс-конференции еще прозвучала фраза о том, что вопрос Черноморского флота будет решаться в рамках соглашений по Черноморскому флоту. А в соглашении по Черноморскому флоту есть такой пунктик, где записано, что по согласию двух сторон соглашение может быть пролонгировано.
− Значит, Черноморский флот продолжит базироваться на Украине после 2017 года?
− С большей долей вероятности можно говорить, что переговоры по этому вопросу будут идти без излишней политизации. И, скорей, будут касаться условий пребывания Черноморского флота после 2017 года, а не вопросов о том, что он не может там находиться ни в коем случае. Здесь нам тоже, между прочим, надо посчитать. Если Украина выдвинет слишком дорогие условия его пребывания, может, имеет смысл перебазироваться куда-то поюжнее, в район Сухума?
− Восстановлению российско-украинских отношений не будет мешать курс Киева на сближение с Евросоюзом?
− Янукович совершенно четко сказал об этом в интервью The Wall Street Journal 17 февраля. Он сказал, что Украина должна стать мостом между Западом и Россией. В образе моста он не предполагает, что происходило последние пять лет. Мост невозможно строить от середины и идти к одному из берегов, то есть действовать по принципу, чем дальше от России, тем ближе к Европе. Мост предполагает соединение двух берегов: России и Евросоюза. Янукович сказал, что в отличие от прошлого периода, когда Украина скорей препятствовала взаимодействию России и ЕС, он, наоборот, будет способствовать сближению. И тогда противоречия снимаются.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин (фото: ИТАР-ТАСС) |
− Безусловно. Этот вопрос в первую очередь снят не Украиной, а самим альянсом. Больше того, Янукович прямо сказал, что Украина должна сохранять внеблоковый статус, и если говорить о вступлении в какой-либо из военных блоков, то только через всенародный референдум. Социологические опросы показывают, что за вступление в НАТО высказываются порядка 24% украинцев, а за вступление в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – порядка 65%.
− Виктор Янукович поставил себе задачу догнать Россию в социально-экономическом развитии. Украина сможет? За какой срок?
− Если Россия будет стоять на месте, в какое-то время они нас нагонят. Я надеюсь, что мы тоже будем двигаться. Но как цель это серьезная задача, которую решать Украине будет непросто, учитывая отсутствие такого источника пополнения государственного бюджета, как нефть и газ. Поэтому такое возможно, будем говорить прямо, в ближайшие лет 20. А Янукович, видимо, говорит о более близких сроках. В ближайшие 20 лет двери в Евросоюз для Украины закрыты, и такой результат возможен только в самой широкой интеграции с Россией. И, говоря шире, в рамках единого экономического пространства и Таможенного союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
− Янукович намекнул, что до 9 мая, когда будет отмечаться 65-я годовщина Великой Победы, он может аннулировать присвоение звания Героя Украины националисту Степану Бандере. Насколько прозрачен его намек?
− Как говорил монтер Мечников, согласие есть продукт непротивления сторон. В данном случае требование отменить этот указ пришло в Киев не только из Москвы, но и из Брюсселя и Варшавы. Сопротивляться такому давлению Янукович не сможет.
− Дмитрий Медведев пообещал в ближайшее время обсудить с представителями отечественных СМИ вопрос о вещании каналов соседних стран на российской территории. По его словам, среди них могут оказаться один или два украинских телеканала. Российской аудитории они будут интересны?
− Когда украинские коллеги жалуются мне, что вот, мол, вы тут у нас вещаете, я у них спрашиваю, что вам мешает сделать украинский канал на русском языке для вещания на Россию? Многие наши кабельные сети с удовольствием включат в свой пакет такой канал. Если впрямую транслировать украинские телеканалы, то в отличие от русскоязычных граждан Украины в России его смотреть не смогут, потому что без привычки очень трудно воспринимать украинский язык. Но если Украина сделает русскоязычный телевизионный канал, то ситуация будет иной.