Температура в Киеве всю неделю держалась около ноля, однако ко дню выборов подморозило до минус десяти. Штабы обоих кандидатов находятся метрах в пятистах друг от друга. Штаб Януковича – рядом с Михайловской площадью в роскошном отеле «Интерконтиненталь». Штаб Тимошенко – рядом с Софийской площадью в не менее роскошном «Хайяте».
Пришла разнарядка от обоих штабов. Надо обеспечить голосование. За Юлю платят 50 гривен, за Януковича – 100. Кого куда записывать?
Софийская и Михайловская площади – кажется, единственные в городе места, очищенные от снега. По всему центру сугробы лежат на проезжей части. Тротуары все скользкие, по Андреевскому спуску пройти невозможно, а вот скатиться – запросто.
Надо заметить, что на этот раз штаб Партии регионов проделал огромную работу над ошибками. Пресс-центр организован на высочайшем уровне, туда пропускают вообще без документов, достаточно сказать, что ты наблюдатель или журналист. Персонал исключительно вежливый, молодой. Все одеты неформально. Типичных для «регионов» бывших членов КПСС в костюмах или бритых хлопцев в «адидасе» заметно не было. Сотрудники штаба между собой общаются исключительно на русском. В курилках пародируют рекламные ролики Тимошенко. По малейшему требованию предоставляют журналистам и наблюдателям все, что нужно для работы.
В «Хайяте», наоборот, царит атмосфера недоверия. Большинство сотрудников общаются на украинском. Даже те из бютовцев, кто предпочитает русский язык, мгновенно переходят на украинскую речь, узнав, что перед ними журналист из Москвы. Уровень организации весьма средний: кондитерские изделия повкуснее «януковичевских», зато вай-фай журналистам предоставляют исключительно за деньги. В штабе опасаются «возможных кремлевских провокаций», поэтому система пропусков начинается с не берущего трубку секретаря.
Кремль с его «провокаторами» представлен на Украине делегацией депутатов Госдумы. С утра они бодро отправились осматривать избирательные участки, однако вплоть до субботнего вечера успешно провоцировали молодую демократию при помощи горилки и прочих горячительных напитков. На провокацию охотно поддавались международные наблюдатели, журналисты, сотрудники штабов и простые киевляне.
#{ussr}Всю неделю глава миссии CIS-EMO Алексей Кочетков устраивал пресс-конференции в «Интерфакс-Украина». На этих конференциях рассказывалось об уже зафиксированных нарушениях, о пробелах в законодательстве, которые могут позволить сфальсифицировать второй тур, приглашались представители ЦИК и штабов обоих кандидатов. Представители ЦИК говорили долгие и пафосные речи о демократичности и непредвзятости избирательной комиссии. Одновременно с этим в кулуарах украинскими журналистами активно обсуждалось, кто из кандидатов какого из членов ЦИК «купил». По уверениям журналистов, «расклад» к вечеру пятницы был примерно равным.
Вообще, тема подкупа − одна из самых популярных. Слухи о массовых подкупах избирателей ходят по всему Киеву. Предполагаемая цена при приближении ко дню голосования постоянно увеличивалась. Если 1 февраля говорили, что можно легко продать свой голос за 50 гривен (около 250 рублей), то в день голосования уже называется цена в 200 гривен. По слухам, платят за голоса оба штаба, но Янукович платит больше.
Сами киевляне относятся к честности голосования весьма скептически. Вот типичная киевская история предвыборной недели. Шеф крупной фирмы заходит в зал, где работают сотрудники: «Пришла разнарядка от обоих штабов. Надо обеспечить голосование. За Юлю платят 50 гривен, за Януковича − 100. Кого куда записывать?» После того как сотрудники начинают радоваться, что за свое волеизъявление еще и денег получат, шеф сообщает, что это был розыгрыш.
Представители БЮТ заявляют, что уверены в грядущих массовых фальсификациях со стороны Партии регионов. Штабу Януковича заранее ставилась в вину организация так называемых «каруселей» и массовые фальсификации при голосовании на дому. Правда, в первом туре большой процент голосовавших на дому был зафиксирован в некоторых районах Львовской области, которую трудно заподозрить в симпатиях к Виктору Януковичу.
В свою очередь представители Партии регионов обвиняют Тимошенко в организации «семейного голосования». Якобы в сельских областях Западной Украины, где много уехавших работать за рубеж, члены семей уехавших приходят с несколькими паспортами и голосуют за всю семью. Такое голосование является уголовно наказуемым преступлением, поэтому кажется трудно осуществимым. Однако на инструктажах международных наблюдателей юристы и представители ЦИК предупреждают о возможной опасности. Да и 70-процентная явка в тех регионах, где более 30 процентов граждан на заработках, действительно кажется подозрительной.
Перед первым туром выборов представители Тимошенко и Ющенко заявляли, что на востоке Украины ожидаются массовые фальсификации при голосовании на дому. Однако после первого тура обнаружилось, что процент голосовавших на дому в Донецке и Луганске не превышает статистики по всей стране. Тогда как в некоторых районах Львовской области на дому голосовало больше 20 процентов избирателей.
На востоке Украины реестр избирателей традиционно велся на русском языке. По приказу премьер-министра все списки были переведены на украинский. Поскольку перевод делал компьютер, он автоматически заменял некоторые русские слова на украинские. Например, «красный» на «червоний». В результате данные паспорта не совпадали с реестром, и многие избиратели не смогли проголосовать. Партия регионов утверждает, что таким образом они недосчитались 600 тысяч голосов, однако эти цифры кажутся сильно преувеличенными.
Оба кандидата заявляют, что признают выборы, только если их результат признают международные наблюдатели. При этом каждая из сторон уверена, что если она не выиграет выборы, значит, они сфальсифицированы.
Всех иностранных наблюдателей интересует, будет ли еще один Майдан. Украинцы в него не верят. «Это же разовое событие, ну как ваш 91-й или 93 год. Его не повторить дважды. Да и не выйдет уже никто без денег, сейчас ситуация не та».
Автор текста - Мария Сергеева,
Гендиректор Центра модернизационных решений,
приглашена наблюдать за ходом украинских выборов Фондом исследования проблем демократии в рамках миссии CIS-EMO