Уволенный на прошлой неделе с поста мэра Москвы Юрий Лужков не передумал оставаться в политике и собирается создать собственное движение.
А если у тех, кто захочет меня посадить, будут основания, я ко всему готов
Тем более что другой работы, как стало известно из опубликованного в понедельник интервью бывшего градоначальника поддерживающему несистемную оппозицию журналу The New Times, ему никто не предлагал.
«Вообще ничего не предлагалось. Ведь главная причина в том, что они определили меня чужим», – заявил он в ответ на вопрос о том, обсуждались ли с ним перед отставкой возможные варианты работы.
Чужим, как следовало из слов Лужкова, он стал из-за того, что якобы всегда открыто высказывал свое недовольство. В отличие, скажем, от Госдумы, которая, убежден экс-мэр, лишилась какой-либо самостоятельности. «Поговорите с депутатами Государственной Думы, которые еще имеют, как говорится, самостоятельное мышление. Они же не могут голосовать против, поскольку они во фракциях. Ты просто обязан проголосовать так, как решила фракция, а фракция принимает решения так, как Совет Думы решил, а тот, в свою очередь, исполняет те поручения, которые идут сверху», – считает он.
Что касается собственного отрешения от должности, то мэр считает, что этот вопрос напрямую был связан с грядущими выборами, а не, например, со скандалом вокруг «Речника», коллапсом на Ленинградке или смогом минувшим летом. «Это вопрос политики. Это вопрос выборов 2011–2012 годов. Нужно иметь определенный временной лаг (промежуток), чтобы на Москву поставить своего человека. Чтобы он мог вжиться в городскую систему, принять на себя бразды управления и обеспечить выборы 11-го года и, самое главное, обеспечить выборы 12-го года», – пояснил экс-мэр.
Прошедших с момента отставки дней хватило бывшему градоначальнику для того, чтобы обдумать свое будущее. Лужков уже пообещал остаться в Москве и передумал оспаривать в суде указ президента о его увольнении. «Нет, я этого решения пока не принимал и, наверное, не приму. И не приму вот по какой причине: я не верю в то, что этот Верховный суд примет решение, которое будет входить в противоречие с указом президента», – заявил он.
Что касается политических планов, то бывший градоначальник собирается основать собственное движение, которое будет учитывать недовольство сложившейся ситуацией со стороны пенсионеров и интеллигенции и бороться за демократию. «Я не имею права играться. Играться в объявления, играться в слова. Я, если не решил, молчу. Если решил – я говорю, и говорю твердо, и реализую. Стараюсь реализовать. Я буду бороться за свою честь, потому что я ее имею. А если у тех, кто захочет меня посадить, будут основания, я ко всему готов», – подчеркнул он.
По его мнению, уход в политику будет означать начало борьбы за становление в стране законов демократического общества. В качестве базы для своего движения Лужков, в частности, может рассмотреть возможность использования созданного 20 лет назад «Российского движения за демократические реформы».
«У нас сегодня общество имеет законы недемократические – первое. И второе – у нас сегодня общество разложилось, разложилось весьма основательно, по всем линиям. Разве можно представить себе демократическую страну с демократическим обществом, в которой таким образом СМИ, которые должны быть свободны от государства – это четвертая власть, набрасывались бы на одного человека или набрасывались на бизнес? Вот против этого я буду вести борьбу», – подчеркнул он.
Другой вопрос, что шансов добиться успеха на новом поприще, по мнению политологов, у Лужкова практически нет.
«Никто из серьезных политиков на союз с человеком, обвиняемым в коррупции, не пойдет. Поэтому единственный вопрос: насколько глубоко недовольство московской коррупцией в руководстве страны. Ведь политическое будущее Лужкова возможно только в том случае, если ему дадут возможность «отползти» политически неповрежденным. Впрочем, я не думаю, что Лужков сможет уйти невредимым», – комментировал газете ВЗГЛЯД перспективы экс-мэра Москвы глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
Не найдет столичный градоначальник поддержки и в регионах, где, по мнению эксперта, «не питают никаких иллюзий относительно московской модели управления» и персоны самого мэра.
Между тем оставшаяся в столичном правительстве команда экс-мэра продолжает пересматривать лужковские проекты. В понедельник врио главы города Владимир Ресин предложил своим коллегам подумать о возможном переносе памятника Петру I в другое место. Противники идеи считают, что денег, которые потребуются для демонтажа 100-метровой скульптуры руки Зураба Церетели, хватило бы на строительство двух детских садов, сообщает «Интерфакс». На что Ресин заметил, что «умный учится на чужих ошибках».