Изменения предлагается внести в ст. 2 федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации. Законопроект, разработанный председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным и его замом Александром Москальцом, продолжает реформу, начатую президентом в начале прошлого года.
Это не дело Совета Федерации – определять, кого губернатор выбрал себе в жены и соратники
В соответствии с поправками, внесенными по инициативе президента Дмитрия Медведева и вступающими в силу 1 января, полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня получения в верхней палате документов, подтверждающих его назначение. Однако сроки назначения сенаторов в законопроекте ранее не были прописаны. Депутаты-единороссы предложили ограничить этот срок 10 днями, кроме того, теперь четко прописываются процедуры вступления в должность или отставки избранного или назначенного региональными властями сенатора.
Так, на следующий день после избрания сенатора заксобранием информация об этом размещается на сайте регионального парламента, затем в течение еще пяти дней решение направляется в Совет Федерации. Одновременно с этим в трехдневный срок избранный сенатор слагает с себя полномочия депутата региональной думы.
Предоставить московский кабинет и зарплату члена Совфеда новоизбранному сенатору должны не позднее чем через 10 дней после его избрания в регионе.
Депутаты не скрывают, что изменение порядка назначение сенаторов связано с многочисленными случаями затягивания этого процесса, которые практикует все последние годы председатель верхней палаты Сергей Миронов.
В соответствии с прежним законодательством сенатор мог вступить в свои права или оставить их только после того, как Совет Федерации подтверждал его полномочия или освобождал от них. Пользуясь своим правом чередовать вопросы в повестке работы палаты, Миронов не раз попросту месяцами не выносил документы о подтверждении полномочий на голосование. Прежнее законодательство не ограничивало его в сроках такого рассмотрения.
Так, например, до сих пор не приступил к своим обязанностям избранный нижегородским заксобранием еще в августе заместитель полпреда в Приволжском округе Валерий Шнякин. Он должен был заменить на этом посту Александра Подлесова, который называет себя близким соратником спикера Совфеда. На протяжении девяти месяцев в 2009–2010 годах тянулась эпопея с сенатором Давлетханом Алихановым. Совет Федерации не принимал в свои ряды утвержденного в парламенте Карелии еще в июне 2009 года Алиханова.
Впрочем, в истории с Алихановым в Совете Федерации промедление объясняли тем, что отсутствовало заявление прежнего сенатора Андрея Нелидова об уходе с поста, на который должен заступить Алиханов. При этом сам Нелидов утверждал, что такое заявление написал и передал в аппарат СФ, причем дважды.
В конце концов единороссы даже пригрозили обратиться в суд с просьбой наказать аппаратчиков, виновных в утере документов. Только после этого в СФ наконец-то утвердили Алиханова в должности сенатора. Попутно они обвинили Миронова в желании отомстить Алиханову за то, что тот снялся с выборов мэра Петрозаводска летом 2009 года, на которые он шел как представитель «Справедливой России». В итоге выборы выиграл единоросс Николай Левин. В результате только в марте этого года Алиханов наконец был назначен сенатором.
В начале февраля Плигин обратился в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в правомочности действий спикера Совета Федерации во время решения вопросов о выдвижении кандидатур на должности сенаторов в нарушение законодательства. Однако прокуратура прямых нарушений закона со стороны спикера не нашла. Теперь пробел в законе депутаты решили закрыть своими силами.
«Наш законопроект направлен на то, чтобы в будущем Совет Федерации не смог повлиять на выбор сенатора регионами. Это не дело Совета Федерации – определять, кого губернатор выбрал себе в жены и соратники. Если есть основания полагать, что человек нечестен или нарушает какие-то нормы, пусть уведомляет об этом депутатов регионального заксобрания и ждет их решения», – заявил газете ВЗГЛЯД Москалец.
Однако председатель комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков, напротив, полагает, что в этом случае депутаты создают ситуацию, при которой возможно блокирование работы и даже роспуск Совета Федерации. Он недоволен требованием единороссов о том, что отставка сенаторов также будет происходить лишь по решению региональных властей, без участия самой верхней палаты.
«По Конституции Совет Федерации – не распускаемый орган. Но если представить, что в регионах у «Единой России» складывается сложная ситуация и законодательные собрания, где у партии власти большинство, одним решением отзывают всех своих членов Совета Федерации, а это половина состава верхней палаты, то таким образом вся ее работа оказывается заблокирована, а сам орган недействующим», – заявил газете ВЗГЛЯД Лысков.
Москалец готов поспорить с этим утверждением. По его словам, в 106 ст. Конституции четко прописано, что по целому ряду законов мнение сенаторов необязательно. Поэтому, уверен Москалец, даже если и возникнет временная нетрудоспособность Совфеда, это не приведет к конституционному коллапсу.
«Ведь даже если верхняя палата и не рассмотрит какой-то документ в 14-дневный срок, его просто направят на подпись президенту, и никаких проблем», – напоминает депутат.