Организаторы несанкционированных митингов, проводимых 31-го числа, вновь нашли повод для конфликта со столичными властями, не удовлетворившись выделенным для акции участком Триумфальной площади.
Их задача – не митинг провести на Триумфальной, нет, их задача – провести митинг там, где власти не смогут этого позволить
Несколькими днями ранее мэрия Москвы решила удовлетворить требование внесистемной оппозиции и разрешить ее представителям: Людмиле Алексеевой, Эдуарду Лимонову (Савенко) и Константину Косякину – собрать митинг в центре города. Однако в связи с тем, что большая часть площади находится на реконструкции и обнесена забором, организаторам предложили сократить число участников до 200 человек вместо заявленных 1500 человек. Как аргументировали свое предложение в мэрии, именно такое количество человек сможет вместить в себя свободный участок около гостиницы «Пекин».
В качестве альтернативы, впрочем, власти традиционного предложили «несогласным» выбрать другую площадку для своего митинга, например Болотную площадь или набережную Тараса Шевченко.
Но понимания предложение мэрии, как и можно было ожидать, в рядах внесистемной оппозиции не нашло: в ответ организаторы акции выдвинули властям свой ультиматум, потребовав разобрать строительные заборы на Триумфальной и отдать всю площадь в их распоряжение.
«Что я буду делать с остальными участниками, которые придут? Выгонять? Будем просить нового мэра Москвы отодвинуть забор», – заявила «Интерфаксу» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, выступающая в качестве одного из организаторов акции.
Другой вопрос, что опыт проведения подобных мероприятий в прошлом показывает необоснованность опасений организаторов. Во всяком случае, предыдущие несанкционированные митинги на Триумфальной не набирали и 400 участников.
Тем не менее накануне соответствующее требование «несогласных» действительно было отправлено в мэрию Москвы. «В соответствии с предусмотренной законом о митингах процедурой согласования мы предлагаем проведение нашей акции на Триумфальной площади у памятника Маяковскому с заявленным количеством не менее 1500 человек. Это возможно, если убрать забор у памятника, где не ведется стройка. Десяти дней, оставшихся до 31 октября, для этого вполне достаточно», – говорится в письме организаторов митинга.
Как сообщили в пятницу в мэрии Москвы, организаторам были предложены варианты с сохранением численности (Болотная площадь, набережная Тараса Шевченко) и с сохранением места, предложенного организаторами (Триумфальная площадь).
«Для обеспечения митинга на участке Триумфальной площади, не затронутом строительством, придется ограничить движение автотранспорта, но даже в этом случае более чем 200–250 участников и 250–300 журналистов данная площадка вместить не сможет, – говорится в заявлении пресс-службы мэрии. – Оставшееся место будет использоваться службами обеспечения города, которые обязаны там находиться в соответствии с федеральным законодательством и нормативами МЧС».
Требование Лимонова убрать строительные заграждения городские власти расценили как провокацию.
#{interviewpolit}«Правительство Москвы констатирует, что в ответ на согласие получило письмо организаторов митинга от 21 октября, которое не может оценить иначе как провокацию, – говорится в сообщении пресс-службы. – В нем содержится письменный отказ от всех предложенных вариантов и требование обеспечить проведение митинга на Триумфальной площади численностью 1500 человек. Организаторы требуют убрать забор и прекратить строительство и изыскательские работы. Это прямое вмешательство в компетенцию мэрии и нарушение регламента федерального закона «О собраниях...» в части прав и обязанностей организаторов публичного мероприятия».
В пресс-службе напомнили, что если будет выполнено это условие организаторов, равно как и «незаконное требование расторжения заключенного инвестиционного контракта» города, то издержки лягут на бюджет Москвы, то есть на горожан, а не организаторов.
Тем не менее, отмечается в заявлении пресс-службы, Алексеевой на встрече в мэрии утром в пятницу было предложено не считать их отказ окончательным, а продумать возможности сокращения числа участников или проведения полноценного митинга на Болотной площади.
Письменное согласие или отказ от этих предложений в мэрии будут ожидать до понедельника. «Отказ означает, что организаторы сознательно идут на несанкционированный митинг при всех предложенных вариантах, – напоминают в пресс-службе. – В соответствии с законом, ответственность за последствия ненадлежащей организации митинга или за несанкционированный митинг лежит на организаторах, а уполномоченный орган вправе и обязан прекратить мероприятие, если оно угрожает горожанам или самим собравшимся».
Эксперты не удивлены вдруг резко возросшими аппетитами внесистемной оппозиции. Напомним, что вся суть их акций сводится исключительно к скандалу.
«Вряд ли они смогут в условиях разрешенных митингов привлекать к себе внимание так, как это было раньше, поскольку привлекали внимание не столько сами митинги, сколько их разгон, конечно», – заявил газете взгляд политолог, член правления фонда «Институт развития» Павел Святенков.
Поэтому сам факт согласия столичных властей предоставить «несогласным» свободный участок Триумфальной площади, по его мнению, грозил лишь ослабить к ним интерес со стороны общества. «Это решение принято в русле той частичной либерализации, о необходимости которой говорил в интервью вашей газете Владислав Сурков. Сами «несогласные» использовать этот факт в своих целях особенно не смогут, поскольку их митинги традиционно немногочисленны. Они, конечно, постараются выводить побольше народу на мероприятие, которое сильно затрагивает их интересы, но пока нет никакого прорыва в численности этих акций, – отметил он. – Большой разницы, пришло ли 300 человек или 1000, нет. Вот если придет 10 000, не говоря уж про 100 000, это будет уже серьезно. Пока по московским меркам митинг в 1000 человек считается большим, а в 3000 – огромным, большого эффекта от подобных мероприятий не будет».
Депутат Госдумы Сергей Марков в свою очередь считает, что городские власти попытались вывести ситуацию из тупика, в который ее загоняют представители радикальной оппозиции. «Московские власти стремятся выйти из того тупика политического насилия, которое происходит в результате так называемой «Стратегии-31». В ходе этой стратегии радикальная, несистемная оппозиция пытается де-факто заставить власть продемонстрировать свою слабость, – сказал Марков газете ВЗГЛЯД. – Поэтому не просто разрешено, разрешено с ограничениями по количеству и по месту – это не Триумфальная площадь, это рядом с гостиницей «Пекин», то есть чуть в стороне... Это некий компромисс. Если компромисс удастся – хорошо, поскольку раскручивание политического противостояния, к которому стремятся организаторы этой «стратегии», может иметь крайне негативные последствия для политического процесса».
Впрочем, Марков сомневается в том, что компромисс с организаторами «стратегии» удастся. «Создатели стратегии, в первую очередь Лимонов – это классический провокатор. Он будет провоцировать власти и дальше. Их задача – не митинг провести на Триумфальной, нет, их задача – провести митинг там, где власти не смогут этого позволить. Поэтому новое требование Лимонова о том, чтобы еще и строительный забор снести, подтверждает мои опасения. Их требования будут все время нарастать. Они будут требовать дальше, дальше и дальше», – убежден он.