Во вторник Дмитрий Медведев объявил о создании Северо-Кавказского федерального округа. Также он назначил Александра Хлопонина, который возглавлял Красноярский край, на должность вице-премьера и своего полпреда в этом округе.
Здесь нужно приработаться и понять специфику этих территорий, которая не всегда сразу очевидна. Ему понадобится некоторое время на знакомство с новым округом
Новый федеральный округ объединит семь российских регионов, которые входили в состав Южного федерального округа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная-Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край).
Центром нового округа становится город Пятигорск.
Также во вторник Медведев внес в Госдуму поправки в закон «О правительстве РФ», чтобы Хлопонин смог одновременно работать вице-премьером и полпредом. Временно исполняющим обязанности губернатора Красноярского края глава государства назначил Эдхама Акбулатова, который с 2008 года работал заместителем Хлопонина и возглавлял региональное правительство.
Спикер Госдумы, председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов заявил, что депутаты «не откладывая примут» «все необходимые законодательные решения». «Безусловно, мы окажем всемерную поддержку и Александру Хлопонину, на которого теперь возлагается персональная ответственность за ситуацию в регионе», − заверил Грызлов.
Руководитель профильного комитета Госдумы Владимир Плигин заявил «Интерфаксу», что законопроекты могут быть рассмотрены в ближайшую пятницу и приняты сразу в первом чтении и в целом.
Беспрецедентное решение
Замдиректора научно-исследовательского института социальных систем Дмитрий Бадовский напоминает, что после объявления Медведевым решения назначить ответственного за политику на Северном Кавказе прошло два месяца. По его словам, впервые возникла ситуация, когда полпред президента совмещает функции вице-премьера правительства.
«Это прецедент, и этот прецедент может иметь в будущем далеко идущие последствия. Если этот опыт будет эффективным на Северном Кавказе, а речь идет о том, что необходимо совместить контрольно-надзорные политические и экономические функции управления, координации развития территории, отраслей экономики, мы, возможно, увидим аналогичную эволюцию других федеральных округов, в работе которых тоже будет возрастать экономическая составляющая», − сказал Бадовский газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь, эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко считает поворот в карьере Хлопонина «единичным примером», обусловленный спецификой региона. «В ближайшем будущем эта практика продолжения не получит», − сказала Гончаренко газете ВЗГЛЯД.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин также уверен, что назначение Хлопонина носит единичный характер и подчеркивает «особость ситуации на Северном Кавказе для Кремля».
«Едва ли эта модель будет в дальнейшем использоваться верховной властью», − заявил Мухин газете ВЗГЛЯД.
По словам политолога, чрезвычайные обстоятельства, при которых назначаются такие деятели, дает им чрезвычайные политические функции, «в связи с чем для президента и премьера вполне вероятно создать себе политического конкурента». «Думаю, это скорее исключение, чем правило. Эта модель едва ли будет востребована Кремлем дальше», − прогнозирует Мухин.
В случае принятия новой модели, полагает Бадовский, это повлечет за собой новые подходы к назначению полпредов, где предпочтение будет больше отдаваться менеджерам, чем просто силовикам и управленцам.
Председатель комитета Общественной палаты России по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев напомнил, что еще 10 лет назад он с коллегами высказал идею объединить в одной связке функции полпреда и вице-премьера.
«Нашей разлапистой страной довольно трудно управлять из центра. Это логично, потому что функционал ведомств, в силу сосредоточения только в Москве, делает развитие таких субъектов, как кавказские республики, просто невозможным», − сказал Глазычев газете ВЗГЛЯД.
Скачок Хлопонина
В назначении Хлопонина Дмитрий Бадовский выделяет два важных момента. Он − неординарный представитель губернаторского корпуса, потому что одним из первых пришел на такую должность из крупного бизнеса. Также у него есть опыт интеграции регионов. В свое время Хлопонин провел объединение Красноярского края с Эвенкией и Таймыром.
Нашей разлапистой страной довольно трудно управлять из центра. Это логично, потому что функционал ведомств, в силу сосредоточения только в Москве, делает развитие таких субъектов, как кавказские республики, просто невозможным
«У него есть, в том числе, управленческий опыт интегрированного развития территорий», − пояснил Бадовский, добавив, что Хлопонин давно рассматривался как один из региональных руководителей, который может в будущем сделать федеральную карьеру.
По словам Оксаны Гончаренко, назначение Хлопонина «вполне обосновано», если учесть новый приоритет федерального центра на Северном Кавказе и стремление Медведева повысить социально-экономический уровень развития этих «депрессивных территорий».
«Социальная база экстремизма воспроизводится в течение последних лет и поэтому говорить о победе над терроризмом исключительно силовыми методами не приходится», − считает эксперт.
Среди существующих предпосылок к экстремизму, отмечает Гончаренко, главными считаются высокий уровень безработицы среди молодежи, которая пополняет ряды боевиков, низкий уровень жизни, высокая коррупция и другие негативные факторы.
Этим назначением Дмитрий Медведев, уверен Бадовский, послал сигнал элите в целом и бизнесу о том, что успешные региональные руководители могут продолжить карьеру на федеральном уровне, что говорит о возможности вертикальной ротации элит. Еще один сигнал получают те, кто попал в список президентского кадрового резерва. Теперь они точно знают, что государство заинтересовано в менеджерах.
С такой точкой зрения согласна и Гончаренко. По ее словам, интересам центра соответствует повышение уровня экономического развития, поэтому менеджерские способности очень важны. «Нужен был человек именно федерального уровня», − подчеркивает она.
По мнению Вячеслава Глазычева, выбор в пользу Хлопонина мотивирован тем, что тот «чрезвычайно деятельный человек и энергичный». «Наверное, в этом отношении мотивирован выбор. С другой стороны, он не владеет тамошней культурной ситуацией, и ему придется невероятно трудно, как в свое время пришлось Дмитрию Козаку», − рассуждает Глазычев.
Алексей Мухин напоминает, что после объявления Медведевым плана назначить ответственного за ситуацию на Северном Кавказе высказывались версии, что это будет пожилой военный чиновник со стажем управленца и политическим весом, но прогнозы не подтвердились.
Новые хлопоты Хлопонина
Дмитрий Бадовский отмечает, что Северо-Кавказский регион требует «особого внимания» с точки зрения выработки комплексной стратегии модернизации и реабилитации региона, прежде всего, в контексте социально-экономического развития и интеграции этих вопросов с «традиционными функциями федеральной власти».
«Это серьезный проект. Хлопонину будет сложно входить в курс дел. Здесь нужно приработаться и понять специфику этих территорий, которая не всегда сразу очевидна. Ему понадобится некоторое время на знакомство с новым округом», − говорит Бадовский.
Но подчеркнутое назначение со стороны человека, тесно не связанного с регионом и с клановыми и групповыми интересами, отмечает Бадовский, говорит о том, что президент руководствовался определенной логикой.
По словам Оксаны Гончаренко, на первом этапе работы Александр Хлопонин займется привлечением инвестиций и начнет использовать экономический потенциал республик, который сегодня «не используется даже наполовину». Речь идет о туризме, развитии производства и гидроэнергетики. Также он должен установить жесткий контроль за направляемыми в регион средствами из федерального центра.
Вячеслав Глазычев уверен, что успех Александра Хлопонина на новой должности во многом зависит от того, насколько он сможет «окружить себя дельными экспертами».