− Иосиф Евгеньевич, многие эксперты придали очень большое значение статье Дмитрия Медведева «Россия, вперед!? что была опубликована в газете ВЗГЛЯД 10 сентября. Вы придерживаетесь такого же мнения?
− Я считаю, что статья Дмитрия Медведева – это некий значимый этап развития российской политической системы. Объясню, почему. Я и мои коллеги по Совету по национальной стратегии часто говорили, что крупным недостатком российской политической системы является нехватка диалога высших руководителей с активными и интеллектуальными слоями населения. Да, общение с народом – пожалуйста: интернет-конференции, большие пресс-конференции и т. д. Но это были вещи, волнующие совсем массовую аудиторию, а вот концептуального диалога, с моей точки зрения, было явно недостаточно. И сейчас президент России этот элемент восполнил.
Теперь дан ответ: интегрированная модернизация, одновременно и параллельно, все элементы взаимосвязаны
Во-вторых, эксперты постоянно говорили о дефиците эмоциональности в обращениях высшего руководства. Да, это был разговор государственных деятелей на языке посланий, то есть довольно официозный разговор. Явно не хватало эмоциональной напряженности, а без нее и идеи воспринимаются хуже. А поскольку статья написана ярко, энергично, а иногда жестко, это ровно то восполнение дефицита, который настолько мешал диалогу.
В-третьих, это этап, потому что президент начинает этот разговор не «вообще», а в преддверии послания, и хочет завязать дискуссию с тем, чтобы уже в послании дать структурированный и формальный ответ, опираясь на результаты национального диалога. Такого еще не было, и это крайне необходимый этап в развитии политической системы.
− А сработает ли эта задумка по поводу писем россиян с предложениями и идеями насчет модернизации? Улучшит ли она качество послания Федеральному собранию?
− Сработает или не сработает, сейчас сказать сложно. Ведь это еще будет и диагнозом российскому обществу. Огромное количество людей говорило: «Ты только позови нас, мы горы свернем». Если этого не будет, то это может только означать, что правы те, кто говорил, что сохранилось такое делегирование власти: вы решайте как хотите, мы вам просигнализировали, и вы сами решайте. Но я думаю, что многие откликнутся. Я вот, например, планирую написать и отправить свои соображения.
− Если касаться содержания, а не самого факта этой статьи, чтобы Вы, прежде всего, отметили?
− Президент высказал свою точку зрения в отношении тех дискуссий, которые долгое время велись в обществе. Первое: вопрос о характере модернизации России. Долгое время был разговор: нет, только технологическая, только экономическая, политическую не трогаем. Потом говорили: нет, политическая модернизация должна предшествовать всем остальным, дескать, без либерализации ничего не будет. Теперь дан ответ: интегрированная модернизация, одновременно и параллельно, все элементы взаимосвязаны.
Кроме того, была дискуссия – сохранение несущих конструкций путинского режима или немедленная либерализация? Была четко обозначена позиция – развитие существующих политических институтов. И цели сформулированы такие – формирование современного эффективного демократического государства. Поставлена точка между крайностями: прагматичный поход, нам нужна интеграция в глобальную систему, но это не сдача национальных позиций. Кроме того, в явном виде введено этическое измерение развития. Президент начал говорить целый ряд довольно эмоциональных ценностных вещей.
− Там он упомянул сталинскую модернизацию. Не считаете ли, что он обрисовал свою негативную позицию по этому вопросу, как отметили некоторые эксперты?
− Нет, он же сказал, что огромные достижения модернизации Петра, огромные достижения советской модернизации. Да, он сказал про «огромные издержки», но тут же добавил, что «не нам судить прошлые поколения», и мы «пользуемся плодами этой модернизации». На мой взгляд, это очень выверено и точно было сказано. Он не кидается в крайности.
− Интересно, что, касаясь в своей статье внешней политики, Медведев назвал своих партнеров по ШОС, ЕврАзЭС, но ни разу даже не упомянул США. Можно ли считать это тоже позицией, которою обозначил президент?
− Он это отметил в другом измерении – нам необходимы технологии, нам необходимо партнерство. А где их взять? Ясно совершенно, кого он имел в виду. Он просто не назвал конкретную страну. Но известно, что США являются главным технологически центром в мире. Нет, это вовсе не сдача позиций.