Уже 6 сентября США могут начать транзит грузов в Афганистан через Россию, о чем ранее договорились президент Дмитрий Медведев и американский лидер Барак Обама.
Мы должны вынести уроки из случившегося и создать более продуктивные отношения в военном контексте
«Это соглашение стало очень важным результатом московского саммита, который доказал, что мы можем находить решения там, где у нас есть совместные интересы», – заявил в интервью бывший американский посол в России, ныне занимающий должность замминистра обороны США Александр Вершбоу в интервью «Интерфаксу».
По его мнению, впоследствии два государства могли бы не ограничиваться лишь этим соглашением и серьезно расширить свое военное сотрудничество.
Тем более если бы между российскими и американскими политиками и военными год назад складывались лучшие отношения, то сторонам удалось бы предотвратить августовские события на Кавказе.
«Мы старались сделать все от нас зависящее, чтобы предостеречь Грузию от решения застарелых проблем военным путем. Мы должны вынести уроки из случившегося и создать более продуктивные отношения в военном контексте. Это важное качество наших отношений, которое тогда оказалось не на уровне», – отметил он.
#{weapon}
Как считает замглавы Пентагона, армии двух государств должны быть вовлечены в более конкретные виды сотрудничества, особенно с учетом того, что перед США и Россией стоят одинаковые угрозы. В частности, отметил Вершбоу, военные могут совместно заняться вопросом защиты от возможного нападения со стороны Ирана и КНДР. «Должны быть возможности для сотрудничества в разных областях, начиная от систем раннего предупреждения до более интенсивного сотрудничества в том числе и в вопросах технологий. В прошлом году Россия сделала нам некоторые предложения в отношении своего участия, и они по-прежнему интересны нынешней администрации. Россия и США сделали совместное заявление на эту тему», – пояснил он.
При этом, как дал понять замминистра, не важно, будет ли идти речь о ПРО в Чехии, или Польше, или в другом месте. К слову, окончательное решение по развертыванию третьего позиционного района в Европе США обещают озвучить в «ближайшие несколько месяцев». «Процесс пересмотра системы ПРО продолжается. Мы рассматриваем программы, связанные с Польшей и Чехией, унаследованные нами от предыдущей администрации как один из вариантов, но изучаем и другие возможности», – добавил представитель министерства обороны.
По его мнению, России и США необходимо объединить усилия в первую очередь в вопросе предотвращения возможного получения Ираном своего ядерного оружия. Если это произойдет, полагает Вершбоу, то Тегеран превратится в «дестабилизирующий фактор» на Ближнем Востоке и в Южной Азии, что приведет к началу новой гонки вооружений в регионе. «Они приближаются все ближе к прорывным возможностям, и такого сценария нам следует избежать», – подчеркнул он.
Помимо ядерной программы США беспокоит возможность оказания со стороны Тегерана военной помощи афганским талибам. В частности, об этом накануне заявил спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук.
«До нас доходят противоречивые сведения по этой проблеме», – сообщил он.
Одновременно Холбрук считает, что у Ирана «есть возможность сыграть положительную роль» в Афганистане, тем более что проблема поставок афганских наркотиков актуальна и для исламской республики. Однако переговоров между Вашингтоном и Тегераном на эту тему пока не велось, сообщает ИТАР-ТАСС.
Вместе с тем усиление в Азии российского военного присутствия, утверждает замминистра, Пентагон совершенно не волнует.
В частности, комментируя намерение России создать новую военную базу в Киргизии, Вершбоу подчеркнул, что у США «нет особой позиции» по этому вопросу.
«Это совершенно нормальный вопрос отношений между Россией и Киргизией. Мы довольны тем, что можем продолжать полеты, при помощи которых поддерживаем наши войска и гражданских лиц в Афганистане с использованием транзитного центра в Манасе. Думаю, это в наших общих с Россией интересах», – убежден он.