В воскресенье телеканал НТВ покажет интервью президента России Дмитрия Медведева, который с февраля дает развернутые интервью федеральным каналам.
Мы, конечно, не должны выставлять вперед какие-то колючки, но в то же время при каких-то сложностях мы должны быть способны дать ответ
На этот раз основной темой разговора российский лидер выбрал внешнюю политику страны, тем более что за последний месяц, когда в Москву приезжал президент США Барак Обама, в ней наметились серьезные перемены. Но сначала Медведев рассказал о развитии отношений с Грузией, так как близится годовщина трагических событий в Закавказье. По мнению главы государства, российско-грузинские отношения со временем будут восстановлены на новой основе, но с учетом сложившихся реалий.
«У нас сейчас нет дипломатических отношений с Грузией, и это результат той агрессии, которая была предпринята в прошлом году режимом Саакашвили. Иными словами, межгосударственные отношения практически отсутствуют», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Однако он напомнил о давнем теплом отношении россиян к грузинам. «И мы хотели бы иметь эти отношения в самом высоком смысле этого слова… Режимы, подобные Саакашвили, они приходят и уходят, а чувства между народами остаются», – отметил президент.
Говоря о главных направлениях внешней политики, глава государства сообщил, что Россия без ревности смотрит на выстраивание отношений между ее партнерами по международному сообществу и другими государствами, но подчеркнул, что скрывать существующие противоречия не следует. «Вовлеченность государств в те или иные международные альянсы, в те или иные международные военные блоки – это нам небезразлично… Наша позиция проста: мы не считаем правильным затаскивать те или иные государства в военно-политические альянсы помимо воли их народов», – заявил Дмитрий Медведев.
Президент намекал на многократные заявления Вашингтона о намерении способствовать вступлению Киева и Тбилиси в НАТО. На этой неделе вице-президент США Джо Байден посетил Украину и Грузию, оказав моральную поддержку президентам Виктору Ющенко и Михаилу Саакашвили.
Российско-белорусские отношения также переживают непростые времена. Белорусский лидер Александр Лукашенко, говорящий о многосторонней политике Минска, все чаще делает реверансы в сторону Запада. В ответ он получает заметные уступки. Его страну взяли в программу ЕС «Восточное партнерство» и сняли несколько жестких экономических санкций.
В начале лета между Минском и Москвой разразилась «молочная война», из-за которой Лукашенко отказался приезжать на саммит ОДКБ, где было подписано соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. А в минувшие выходные Лукашенко проигнорировал приглашение Дмитрия Медведева посетить неформальный саммит СНГ в Москве.
Поэтому не удивительно, что Медведев заявляет, что самой России нужна модернизация для успешного решения задач во внешней и внутренней политике. «Чтобы выглядеть сильными, мы должны быть современными. Поэтому для того, чтобы нас правильным образом воспринимали, мы должны решить свои неотложные проблемы, проблемы, прежде всего, социально-экономического порядка. Потому что если мы сможем их решить, нам, конечно, проще будет решать какие-то международные задачи», – пояснил глава государства.
По его словам, улучшения отношений России и США не должны наносить ущерба другим странам. «Я вообще не считаю правильным, чтобы отношения с Россией, если использовать эту американскую терминологию, «перезагружались» за счет каких-то стран», – сказал Медведев.
Президент заявил, что России «нужны нормальные отношения, рабочие, дружеские отношения с США. От них много зависит». «Но это не значит, что наши отношения должны привести к ухудшению наших отношений с другими странами или американских отношений с Украиной и Грузией», – подчеркнул Медведев.
Он добавил, что образ России «должен быть таким собирательным, но в то же время в целом комфортным для тех, кто с нами общается». «Мы, конечно, не должны выставлять вперед какие-то колючки, но в то же время при каких-то сложностях мы должны быть способны дать ответ», – сказал Медведев в телеинтервью.
Но если у России не будет выбора, то она сможет постоять за себя и ответить любому агрессору. «Иногда жесткий ответ, иногда очень жесткий ответ, но только в том случае, если это угрожает интересам наших граждан. Во всех остальных ситуациях мы должны быть прогнозируемым, сильным и комфортным партнером для наших соседей», – отметил президент.