София может отдалиться от Брюсселя и вернуться под влияние Москвы. По крайней мере данный сценарий вполне возможен, если новое болгарское правительство не победит коррупцию и не укрепит государственные институты.
Уже были прекращены работы по оценке проекта атомной электростанции «Белене», а он для болгарской экономики имеет стратегическое значение
Как сообщает Reuters, именно к такому выводу пришла группа европейских экспертов, которая проанализировала перспективы отношений Москвы и Софии. Руководил экспертами бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен.
В частности, аналитики отмечают, что Евросоюзу ранее не приходилось сталкиваться с такой головной болью, как та, что началась после вхождения в ЕС в 2007 году Болгарии и Румынии. И выдвигают версию, что на фоне коррупции и относительной бедности населения новое руководство может отдать предпочтение популизму, в результате чего влияние Москвы на Софию усилится.
«Усилия по созданию более эффективного, современного и действенного государственного аппарата могут сойти на нет, что подорвет доверие болгарского народа к государству, – говорится в докладе. – В итоге связи между ЕС и Болгарией могут ослабнуть, и Болгария качнется в сторону соблюдения российских политических и экономических интересов».
Ввиду этого ЕС требует от Софии тщательнее следить за расходованием выдаваемых Западом денег. В прошлом году Еврокомиссия уже приостановила выплату Болгарии 500 млн евро в знак недовольства масштабами коррупции. Правда, балканская страна все равно получила транш в 115 млн евро.
Тут стоит отметить, что Болгария действительно является самой бедной (и при этом самой дешевой, если говорить о ценах) страной ЕС и «антилидером» в области коррупции. При этом оценки прозвучали на фоне проигрыша на выборах условно пророссийского правительства социалистов и прихода к власти правоцентристской партии «ГЕРБ».
Тогда же наблюдатели отмечали обратное, утверждая, что с приходом к власти партии Бойко Борисова Болгария сделает серьезный крен в сторону Европы. А это, в свою очередь, может затруднить реализацию российских энергетических проектов.
В частности, лидер ГЕРБ уже выступал с критикой строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, предлагая провести референдум по этому поводу. Не менее критически настроен Борисов и против «Южного потока», в вопросе строительства которого между Болгарией и Россией и при лояльных социалистах существовали разногласия. Зато Болгария уже подписала соглашение об участии в международном трубопроводном консорциуме «Набукко», который считают конкурентом проектов Газпрома.
Старший эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев отмечает, что руководитель экспертов ЕС господин де Вильпен с 90-х годов является закулисным игроком, определяющим курс европейской политики. Так, он был одним из авторов провалившегося проекта Евроконституции. «Авторы доклада мыслят абсолютно трезво, потому что приход к власти в Болгарии новых руководителей изначально расценивался в двойном контексте», – сказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
С одной стороны, аббревиатура партии «ГЕРБ» расшифровывается как «Граждане за европейское развитие Болгарии», что подчеркивает ее ориентированность на Евросоюз. Тем более что сам Бойко Борисов заинтересован получить поддержку из Брюсселя. С другой, политика Болгарии, так же как и Венгрии, будет сохранять европейскую ориентированность, учитывая усталость болгар от издержек европеизации.
Как бы там ни было, в середине июля София демонстративно заморозила сотрудничество с Россией по строительству проекта газопровода «Южный поток». Кроме того, были прекращены работы по оценке проекта атомной электростанции «Белене», а этот проект для болгарской экономики имеет стратегическое значение.
По словам Минаева, пока точно нельзя сказать, сохранит ли Болгария антироссийскую направленность в своей политике в целом. Но исключен вариант, что София пытается получить преференции от Евросоюза и в перспективе будет готова вернуться к текущим проектам с участием России. В этой связи ее участие в проекте газопровода «Набукко» – демонстрация желания увидеть себя в качестве преференциального партнера европейских государств.
«Оценки европейских экспертов нужно оценивать в долгоиграющем контексте. Сейчас партия «ГЕРБ» находится в периоде определения своих политических императивов. На уровне риторики она постарается отказаться от демонстративного взаимодействия с Москвой, учитывая, что в январе, во времена газового конфликта с Украиной, Болгарию сильно «заморозили». Другое дело, что если финансовой помощи со стороны ЕС не последует, то популистам будет проще переориентировать свою политику на Россию либо создать блок правых режимов в Восточной Европе», – говорит Максим Минаев.
Правда, этот блок, куда могли бы войти Болгария, Венгрия, Польша и страны Прибалтики, по словам эксперта, будет недееспособен, так как практически неликвиден в экономическом плане. В таком случае они должны рассчитывать только на помощь ЕС, однако не факт, что Вашингтон и Брюссель согласятся на это пойти.