Замдиректора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк уверен, что в лице Барака Обамы американцы получили флагмана, который «не хочет быть связан какими-то условностями» и готов к диалогу «с кем угодно». По словам эксперта, основное достижение нынешнего лидера звездно-полосатой державы – «серьезный подход к кризису». Так, антикризисная программа США занимает несколько томов. У Штатов есть средства на ее осуществление. И, что немаловажно, конгресс пока поддерживает предложения президента.
Старт Обамы на четверку. Имидж Обамы более эффективный, чем деятельность его команды
Кроме того, по мнению политолога, явно обозначилось желание Обамы «изменить положение Америки в мире». Новый лидер продекларировал намерение США выйти из войны в Ираке. И готовность «перезагрузить» отношения с партнерами. Причем речь идет не только о связях с Россией или с Китаем, но и о злейших врагах США типа Ирана. «Барак Обама – президент, который выступает за перемены», – охарактеризовал Кременюк 100-дневку нового хозяина Белого дома.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко относится к экономическим талантам Обамы более скептически. По его словам, пока финансовые решения работают скорее на пиар новой администрации, чем на реальный вывод США из кризиса. В частности, урезав расходы своего кабинета на 100 млн долл., президент добился экономии всего в 0,027%. Так что в актив Обамы на сегодня можно записать только «план, который последовательно реализуется». А вот серьезных изменений в экономике незаметно.
При этом по 500 предвыборным обещаниям Обамы, говорит Минченко, «движения нет». И шесть пиар-посулов звездно-полосатый лидер успел нарушить. Так, он не стал отменять налоги для пожилых американцев, которые зарабатывают меньше 50 тыс. долл. в год, не признал геноцид армян и, формально ужесточив правила приема лоббистов на работу в Белый дом, первым же отступил от новой нормы.
Все это, правда, позиции пока не слишком критичные. И рейтинг президента после мартовского снижения в апреле поднялся до 62–67%. Судя по опросам, американцам особенно импонирует «активная кампания по перепозиционированию» Демократической партии, «перехват консервативных концепций» у республиканцев и инкорпорирование представителей оппонирующей партии в президентскую команду.
Правда, по заслугам оценивая попытки Обамы стать «консолидирующим лидером», респонденты одновременно боятся, что он может стать не вторым Кеннеди или Рузвельтом, а очередным Картером.
Комментируя же внешнеполитические ориентиры новой американской администрации, Минченко подчеркнул, что на международной арене у США «больше меняется стилистика, а не курс». «Старт Обамы на четверку. Имидж Обамы более эффективный, чем деятельность его команды», – считает эксперт. Да и сама команда сформирована не столько самим флагманом, сколько «влиятельными политическими кланами» истеблишмента, от которых Обама на словах старается всячески откреститься.
С оценкой коллеги не согласен ведущий специалист Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Максим Минаев. Он уверен, что статус «Клинтон-3» нынешней администрации может быть присвоен, исходя, скорее, из ее «внешней оболочки», а не внутреннего содержания. По словам эксперта, присутствие «лично близких к президенту» людей фактически нивелирует все посторонние влияния. «Контроль над принятием и реализацией решений Обама сохраняет за собой», – убежден аналитик.
Если США успешно выберутся из экономической ямы, это станет заявкой на еще более глобальную мировую роль
По его мнению, «следует ожидать» роста удельного политического веса госсекретаря Хиллари Клинтон. А вот конфликты внутри администрации возможны только после победы США над кризисом.
Во внешней политике при всех очевидных поправках, по словам Минаева, неизменными остаются основные задачи. «Главная цель – восстановление мирового лидерства США. Установление общего контроля над международной ситуацией, как при Клинтоне», – говорит Максим Минаев.
А вот президента Института стратегических оценок Александра Коновалова «приятно удивило», что при столь насыщенной повестке дня, которая стоит перед США, президент Обама «вспомнил о России». По словам эксперта, политика звездно-полосатой державы не «российскоцентрична». При этом у двух стран «очень широкое поле для сотрудничества». В частности, «общие цели» в Афганистане, на который американцы решили бросить основные силы после вывода войск из Ирака. Кроме того, Москве, как и Вашингтону, невыгодно, чтобы Иран обзаводился ядерным оружием. «Все будет зависеть от того, чем кончится кризис», – считает Александр Коновалов.
Правда, даже предположить, когда это произойдет, эксперты отказались. Так, Виктор Кременюк признался, что верит в способность США найти выход из тяжелой экономической ситуации. Как бы там ни было, в одиночку Штаты эту проблему не одолеют, и сейчас большинство антикризисных надежд возложено на «двадцатку». Но ситуация внутри данного объединения может оказаться сродни сюжету басни Крылова про лебедя, рака и щуку.
«Ситуация очень непредсказуемая. Поэтому говорить, что Обама нащупал выход, трудно», – объяснил аналитик.
Впрочем, если США все же успешно выберутся из экономической ямы, это станет «заявкой на еще более глобальную мировую роль». Правда, особого запала в плане претензий на мировое господство у Обамы эксперт не замечает. По его словам, Америка еще в бушевские времена «устала от роли сверхдержавы».
Евгений Минченко, в свою очередь, заметил, что усталость и отсутствие запала могут привести, например, к образованию «чайнамерики». То есть тесному сотрудничеству США и Китая.
А Александр Коновалов напоследок заявил, что первый кризис глобальной экономики требует глобальных решений. Например, создания мирового правительства, которое будет устанавливать «глобальные правила игры». При этом он отметил, что и в кризисные времена США продолжают вкладывать колоссальные деньги в развитие образования и здравоохранения. «Образованный и здоровый народ может занять лидирующее место в любом мире», – похвалил он американцев за дальновидность.