На следующей неделе в Лондоне, где пройдет саммит «большой двадцатки», состоится первая встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Предваряют эти переговоры неоднократные заявления о желании начать российско-американский диалог с чистого листа.
Мы выходим на два президентских заявления: общее по российско-американским отношениям в целом, а также по СНВ. Тексты получаются неплохими
Как уточнил помощник президента России Сергей Приходько, 1 апреля лидеры в частности обсудят инициативу Москвы о заключении нового договора о европейской безопасности, ситуацию в Афганистане, а также двусторонние торгово-экономические отношения.
Главной же темой самого саммита G20 станут поиски путей для выхода из глобального финансово-экономического кризиса, а также посткризисное устройство мировой финансовой системы.
«Рассчитываем обсудить выдвинутую президентом России идею договора о европейской безопасности и, может быть, договориться о модальностях согласованной работы на этом направлении как в равной мере отвечающей интересам России, США и всего евроатлантического пространства», – сообщил представитель Кремля.
Напомним, что Дмитрий Медведев предложил разработать новую архитектуру европейской безопасности в июне прошлого года в Берлине. Базовые принципы этой модели заключаются в уважении суверенитета, территориальной целостности и политической независимости любого государства. Кроме того, данный документ, по мнению Медведева, должен содержать постулаты о недопустимости применения силы, гарантии обеспечения равной безопасности, установлении базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. Президент РФ убежден, что ни у одной страны и международной организации не должно быть эксклюзивных прав на поддержание мира в Европе.
Как отмечает РИА «Новости», прежняя американская администрация во главе с Джорджем Бушем-младшим отреагировала на эту инициативу осторожно. Однако, как подчеркивают в Москве, в этой идее нет ни двойного дна, ни скрытой повестки дня. Россия заинтересована в создании в Европе единого пространства безопасности, которое сделало бы невозможными «сбои», подобные августовским событиям в Южной Осетии.
Что касается Афганистана, заметим, что в пятницу в Москве прошла международная конференция, где участники в итоговой декларации «подчеркнули важность скоординированных совместных усилий по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности в регионе».
Кроме того, накануне Барак Обама огласил новую концепцию Белого дома по Афганистану, назвав завершение военной операции США в этой стране одним из приоритетов своей внешней политики.
У России также есть интересы в регионе, так что сотрудничество выгодно обеим сторонам. «Имеющийся здесь потенциал пока не задействован в полной мере – и по транзиту, и по программам социально-экономического восстановления страны, и по подготовке афганских силовиков, и по координационным механизмам. В Лондоне президентам представится хорошая возможность для комплексного рассмотрения всех этих вопросов», – пояснил господин Приходько.
По его словам, в Москве не испытывают «никакой аллергии» по поводу транзита грузов через Россию. «Есть обоюдный настрой гораздо плотнее, чем раньше, выстраивать взаимодействие по афганскому урегулированию и пресечению исходящих оттуда угроз терроризма и наркотрафика», – подчеркнул Приходько.
«Естественно, исходим из того, что приоритеты в нашем политдиалоге должны не замыкаться только на проблемах безопасности, а охватывать весь спектр отношений. Поэтому важное место на встрече займут и чисто двусторонние, включая торгово-экономические и культурные, вопросы», – добавил помощник президента.
Уже известно, что по итогам встречи в Лондоне Обама и Медведев сделают заявления по проблематике СНВ. Срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений истекает 5 декабря. В России и в США признают, что новый документ необходим. Времени остается мало, поэтому удачные переговоры по этому вопросу, отмечают наблюдатели, позволят сторонам подкрепить делом заявления о сближении после размолвки. Вице-президент США Джо Байден, первым заговоривший о «перезагрузке» российско-американских отношений, уверен, что Москве и Вашингтону хватит политической воли преодолеть противоречия.
«Мы выходим на два президентских заявления: общее по российско-американским отношениям в целом, а также по СНВ. Тексты получаются неплохими и должны стать отправными для выстраивания дальнейшей работы. Исходим из того, что на первом плане будут вопросы безопасности: СНВ, ПРО и нераспространение. Будем стремиться достичь договоренности о графике и параметрах работы над новым соглашением на замену Договора о СНВ, чтобы уже к следующей встрече в верхах выйти на первые конкретные согласования и завершить всю работу к концу года», – заключил Сергей Приходько.