Как подчеркнул в начале дискуссии модератор круглого стола, главный редактор журнала «Эксперт» и координатор Либерально-консервативного клуба «Единой России» Валерий Фадеев, данный форум «Стратегии-2020» приурочен к первому году президентства Дмитрия Медведева. Ввиду этого участники мероприятия обсуждали не только то, что стало совсем привычным, пути выхода из финансового кризиса, но и состояние нынешней политической системы в России.
Это наш главный порок – мы ничего не хотим доделывать, все хотим бросить на середине пути
Сам Фадеев подчеркнул, что первый год президентства Медведева оказался для многих неожиданным. «Год назад казалось, что у президента впереди планомерная, спокойная работа. Однако жизнь внесла коррективы. В августе была война, в которой мы, слава Богу, победили. Она показала, что Медведев – жесткий политик», – сказал модератор дискуссии.
Но, несмотря на это, немало и тех, кто критикует тандем президент – премьер. Особенно много таковых, по словам Фадеева, среди бюрократов, требующих большей ясности и вопрошающих: «Скажите, кто начальник».
«Это очень примитивно. Если исторические обстоятельства сложились так, что в стране два сильных лидера, нужно пытаться не упростить ситуацию, а наоборот, использовать новую сложность для развития политической системы страны», – заявил Фадеев, упомянув об оппонентах власти, считающих текущую общественно-политическую систему неэффективной и не адекватной экономическим вызовам.
Первый выступающий – главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков – оказался как раз из тех критиков, которых упомянул Фадеев. И высказал мнение, что в условиях кризиса политическая система страны выявила свою слабость. «Слабость проявляется даже в вертикали власти. Парламент не осуществляет проверку решений правительства, не повышает эффективность этих решений. Путин и Медведев стали заложниками своей системы», – сказал Ремчуков.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский с этим не согласился и заявил, что сейчас политическая система России как раз доказывает свою прочность. По его словам, к кризису, по большому счету, не готовились, но все-таки смогли отразить его первый серьезный натиск, сохранив банковскую систему. «Мы в кризисе полгода, это очень много. Во всяком случае, несколько экономик Европы уже лежат в развалинах, не говоря уже об Украине», – заметил Павловский.
Кроме того, сейчас, по словам политолога, «в верхах началась война интерпретаций, кое-кто убеждает одного члена тандема, что ему без другого будет легче». «Но на два электората не удалось разделить, – успокоил Павловский. – Люди видят масштабы кризиса, понимают свою в него вовлеченность, но все равно поддерживают власть».
#{help=261281}«Сейчас поддержка «Единой России» не держится только на поддержке Путина. Это поддержка всей системы. Партии власти доверяют как институту системы институтов. Медведев – лидер этой системы, а не только популярный политик», – высказал Павловский свое видение политического климата в сравнении с ситуацией, которая была еще несколько лет назад.
После этого Фадеев решил сместить вектор дискуссии в экономическую сторону, затронув проблемы зависимости России от финансовой системы США. В этой связи журналист и экономист Михаил Леонтьев выступил с резкой критикой политики «излишней вовлеченности» в мировую экономику. «Почему наш фондовый рынок зависит от того, как американские инвесторы отреагировали на план Обамы – этот фуфлыжный план какого-то непонятного человека. Нужна ли нам модель, ставящая в критическую зависимость от мировой системы?» – грозно задался вопросом Леонтьев.
По его мнению, России вовсе не нужен конвертируемый рубль, а также роль мирового финансового центра и зависимость от иностранных инвестиций. «Китай отказался конвертировать юань и тем самым сохранил хорошее финансовое положение. Мы должны сначала построить все внутри у себя. А сейчас у нас есть дыра, через которую утекают деньги», – подчеркнул Леонтьев, попутно упрекнув Павловского в оправдании неготовности власти к кризису. «Нужно либо изменить мировоззрение, либо сдохнуть», – отрезал журналист.
Обстановку после традиционно эмоционального выступления Леонтьева разрядила телеведущая Тина Канделаки. «Моя мама, когда видит по телевизору различные апокалипсические выступления экспертов, очень пугается. У нее начинается депрессия», – поделилась личным Тина.
После чего предложила всем рассказать о том, как они сами борются с последствиями кризиса. Так, например, сама Канделаки сообщила, что падение цен на нефть для нее обернулось потерей дохода от корпоративов.
«Не секрет, что иногда за корпоратив можно было получить до 20 тыс. евро. Но цены на нефть упали, и корпоративы уже не так выгодны. Но ничего. Я купила долю в интернет-компании, это не такие большие деньги, думаю, каждый из здесь присутствующих может себе позволить. И компания вполне успешна, приносит деньги. Интернет будет успешно развиваться, а корпоративы уже нет», – пояснила Канделаки. На что ее коллега по цеху Владимир Соловьев в шутку взмолился: «Тина, не ломайте рынок!»
Модератор форума между тем решил вернуться к выступлению Леонтьева. «Еще немного – и Михаил начал бы называть виновных по фамилиям», - заметил Фадеев, намекая на давнюю нелюбовь журналиста к финансовому блоку правительства во главе с Алексеем Кудриным. «Легко! Я могу прямо сейчас вам список составить!» – мгновенно отреагировал Леонтьев.
Далее слово получил еще один харизматичный оратор – телеведущий Владимир Соловьев, который сразу же начал с юмора. «Небольшой совет газетчикам: отдел экономики лучше поближе перенести к астрологическим прогнозам, уровень прогноза среди экспертов примерно такой же», – сказал Соловьев, отметив, что сотни экономистов пока еще не пришли к единому мнению по поводу природы кризиса и путей борьбы с ним.
Знаете, когда наши войска шли от Москвы к Берлину, ландшафты разные встречались, но стратегия была одна – взять Берлин
Касаясь вопроса функционирования политической системы, он согласился с Павловским в том моменте, что «прошедший год показал цивилизованность отношений между президентом и премьером, а вот отношения их групп поддержки такими уже не были». «Есть попытки вбить между ними клин, поссорить, вбросить какую-то информацию. Но они на это не поддаются», – отметил телеведущий.
Также, по его словам, народ в России очень терпелив и абсолютно адекватно реагирует на кризис, а «волнуются, дергаются, играют на панике» в основном элиты. «Несмотря на то что мы еще не достигли дна кризиса, они уже ищут новых хозяев, не понимая, что в случае чего сметут всех, и их в том числе», – подчеркнул Соловьев.
«Малому и среднему бизнесу очень тяжело, – перешел журналист на тему кризиса. – У него разрыв симпатий: поддерживая Медведева, они не поддерживают правительство, и прежде всего, Кудрина, которого здесь уже много справедливо критиковали. Многие представители среднего класса взяли автомобильные кредиты в долларах и теперь просто не могут их отдать. Если мы не предложим в ближайшее время конкретное решение, через три месяца нас ждут серьезные проблемы. Не все смогут уйти в Интернет, некоторые просто сопьются».
Генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев сразу заявил, что будет противником Леонтьева, потому что их точки зрения лежат на противоположных полюсах привычной линии славянофилы – западники. «Запишите меня в свой список!» – обратился бизнесмен к журналисту.
«Ни в коем случае нельзя отступать от инноваций. Все ее проблемы связаны с административным давлением – мы пытаемся зарегулировать любого предпринимателя. Я могу утверждать, что, если ЕСН согласно планам будет повышен, мелкий и средний бизнес сначала уйдут в серую зону, а потом и вовсе эмигрируют. Нужно получать выгоду от вовлечения в мировую экономическую систему», – перечислял привычные тезисы либерального взгляда на экономику Кудрявцев.
«До Урала России нужны богатые иностранцы, чтобы они входили в разные сферы, а не только в фондовый рынок, из которого можно за секунды вывести капиталы. А после Урала нам нужны бедные иностранцы, то есть китайцы», – был неумолим глава издательского дома.
После этих слов Леонтьев с Соловьевым окончательно оживились, но обстановку разрядил Фадеев, предав слово первому заместителю администрации президента России Владиславу Суркову.
«Наверное, неожиданно для себя я хотел бы горячо поддержать Демьяна Кудрявцева – мы должны сохранять курс на построение инновационной экономики, – начал Сурков. – Существует мнение, что нужно собраться, решить что-то по-новому. Но я хочу выступить в поддержку нашей политической системы – нужно доделать, нельзя бросать начатое».
Небольшой совет газетчикам: отдел экономики лучше поближе перенести к астрологическим прогнозам, уровень прогноза среди экспертов примерно такой же
Он напомнил, что «Стратегия-2020» – это принципы инновационного развития». «Если мы присоединимся к тем, кто считает невозможным инновационное развитие России, – мы неоднозначную услугу окажем нашему обществу».
Сурков дал оценку и «модному рассуждению» в политологических кругах – о том, что в предыдущие восемь лет был контракт между обществом и властью. Мол, «власть раздавала нефтедоллары, всех подкармливала, а общество в обмен на это отказывалось от своих прав и свобод. А теперь, когда нефтедоллары иссякли, народ спохватился – давайте сюда нашу свободу».
«Эта теория соблазнительно проста, – сказал он. – Тем, кто так говорит, я хотел бы напомнить: чувство приличия не должно их покидать даже во время кризиса. Широко известен один случай отказа от прав за материальное вознаграждение. Это случай с Исавом, который отказался от права первородства, связанного со многими привилегиями, за чечевичную похлебку. Когда наш народ, нашу выдающуюся нацию уподобляют одному из самых презренных библейских персонажей, надо быть поосторожнее с такими смелыми заявлениями».
При этом Владислав Сурков выразил несогласие с Константином Ремчуковым в его оценке роли парламента в период кризиса: «Не заметно ни в одной стране, чтобы парламент выписал сверхэффективный рецепт».
«Это наш главный порок – мы ничего не хотим доделывать, все хотим бросить на середине пути. Не задумываясь о последствиях. Ведь никто не просчитал, а как будет выглядеть новая политическая система и какая будет цена ее внедрения? Я считаю это опасной отправной точкой для дальнейшего политического и политологического дискурса на фоне развития кризисных явлений», – подчеркнул первый замглавы президентской администрации.
Сурков также напомнил, что «те демократии, с которых нас призывают брать пример, первое, чем отвечают на любой кризис, – мы верим в наши институты, мы не откажемся от наших ценностей». И добавил: «У нас еще только первые шаги делает кризис, – а мы уже готовы заявить о том, что готовы пересмотреть наши институты и – я сам это читал! – переосмыслить наши ценности. Но я прочитал послание президента Медведева. Свобода, справедливость, патриотизм, любовь к семье – от чего здесь надо отказаться? Также требование большего либерализма меня умиляет. Я согласен, здесь много проблем, но вопрос – как это понимать? Это вопрос не радикальных решений. Ведь и западные демократии показали неспособность управлять свободными людьми».
Отвечая одному из своих оппонентов, который предположил, что на кризис надо отвечать ситуативно – как на изменения в ландшафте, Сурков заметил: «Я не согласен, что всякое изменение ландшафта должно приводить к пересмотру стратегии. Знаете, когда наши войска шли от Москвы к Берлину, ландшафты разные встречались, но стратегия была одна – взять Берлин!»
В конце своего выступления Владислав Сурков напомнил, что накануне годовщины президента Медведева в 79 регионах страны прошли выборы. «Люди по-разному высказывали свое мнение. Да, «Единая Россия» победила не во всех территориях, кое-где победили коммунисты, и довольно жестко победили. И это тоже признак демократии. Таковы наши политические институты. Такова наша политическая система. Она работает», – резюмировал замглавы администрации президента.