В пятницу Москву посетила т. н. «большая» делегация Евросоюза. Главу Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу сопровождали девять комиссаров, в том числе такие заметные фигуры, как комиссар по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер и комиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс.
Наши наблюдатели не были допущены на центральный объединенный диспетчерский пункт в Киеве и на газовые хранилища», – пожаловался Путин
Вскоре по прибытию еврочиновники провели встречу с Дмитрием Медведевым. С российской стороны представительство было не менее высокопоставленным – в переговорах участвовали, в частности, помощник президента России Сергей Приходько, первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава МИДа Сергей Лавров и постоянный представитель России при Европейских сообществах Владимир Чижов (иногда, к слову, его называют «послом России в ЕС»).
Открывая встречу, Медведев обратил внимание на необходимость развивать отношения Москвы и Брюсселя, причем динамично. «Я хотел бы выразить надежду, что возобновление регулярной работы между правительством России и Еврокомиссией будет продуктивным и будет хорошей подготовительной базой для проведения саммита Россия – ЕС, который состоится в мае», – сказал Медведев, предложив обсудить вопросы организации саммита.
Со своей стороны, Баррозу напомнил, что сейчас обе стороны «плодотворно работают» над новым соглашением о партнерстве и сотрудничестве. «Европейская комиссия получила четкий мандат от 27 государств – членов ЕС на проведение переговоров с Россией. Мы заинтересованы в серьезных, глубоких переговорах для того, чтобы успешно завершить эту работу», – подчеркнул он, добавив, что именно по этой причине в Москву приехала такая «представительная делегация».
Напомним, предыдущий основной документ, определяющий цели и механизмы взаимодействия России и ЕС, прекратил свое существование 1 декабря 2007 года. При этом переговоры по новому соглашению блокировались сначала Польшей, а потом Литвой. В августе 2008 года, после августовского военного противостояния в Южной Осетии, на срочном саммите Евросоюза было принято решение приостановить переговоры. Однако уже на саммите Россия – ЕС в ноябре позиция Брюсселя смягчилась, и в декабре переговорам со второй попытки был дан «официальный старт».
Между тем российский лидер призвал руководство Еврокомиссии обсудить вопрос о создании новой архитектуры европейской безопасности в целом, а также полноценного международно-правового механизма энергобезопасности в частности. «Очень важным является вопрос энергетической безопасности. Последний газовый кризис показал, что в этом не все благополучно. Ситуация очень уязвимая», – цитирует Медведева РИА «Новости».
По словам главы российского государства, сколько бы ни говорили о том, что такого рода проблемы должны решаться на двустороннем уровне, от этого конфликта страдают интересы третьих стран. «А раз это так, нам нужно подумать о том, чтобы создать полноценную международно-правовую систему защиты от подобных инцидентов, потому что нынешняя система не срабатывает. Я имею в виду в том числе и Энергетическую хартию», – отметил он, призвав участников встречи подумать о «последующих шагах в деле обеспечения безопасности на европейском континенте».
В свою очередь глава Еврокомиссии согласился, что меры «по недопущению энергетических кризисов, подобных тому, что произошел между Россией и Украиной», принять необходимо. «Очень важно сейчас предпринять усилия для того, чтобы подобные проблемы не возникали в будущем. Последний раз, когда мы говорили с Вами по телефону, мы пытались урегулировать кризис, который вообще не должен был произойти. Я оценил Ваше личное участие в решении этой проблемы», – сказал Баррозу, обращаясь к российскому президенту.
«Необходимо усиливать позитивную взаимозависимость в этом вопросе. Она очень важна сейчас, когда мы столкнулись с глобальным кризисом. Мы все в этом заинтересованы – Россия, ЕС, крупные партнеры. Без глобальной координации мы не сможем преодолеть последствия кризиса», – добавил глава Еврокомиссии.
Тема экономического кризиса поднималась и на переговорах Баррозу с премьер-министром Владимиром Путиным. В начале встречи еврочиновник еще раз похвалился широким составом своей делегации, заявив, что «ее представительность демонстрирует многоплановость сотрудничества с Россией.
«Не только в области двусторонних отношений, но и в решении различных глобальных проблем мы можем сотрудничать. Это, например, борьба с финансовым экономическим кризисом, с изменением климата, борьба за безопасность в области энергетики. Все это усилия, которые требуют совместных действий», – сказал Баррозу.
Как отметил в свою очередь Путин, ему очень приятно, что формат взаимодействия между правительством России и Еврокомиссией возобновился. Премьер напомнил, что ранее в таком формате стороны встречались в 2004-м и 2005-м годах. «Сегодня будет возможность обсудить проблемы, с которыми мы сталкиваемся вообще и в связи с мировым экономическим кризисом», – сказал глава российского правительства.
Что же касается энергетических проблем, в первую очередь Путин заметил, что Украина до сих пор не пустила российских наблюдателей на все необходимые для полноценного контроля объекты. «Мы обращаем внимание, что, к сожалению, наши наблюдатели не были допущены на центральный объединенный диспетчерский пункт в Киеве и на газовые хранилища», – подчеркнул он, отметив, что «неплохо бы, чтобы наблюдатели могли продолжать контроль хотя бы до конца первого квартала текущего года».
При этом Путин оценил тот факт, что Евросоюз подтверждает заинтересованность в строительстве «Северного» и «Южного» потоков. Это сделал лично Баррозу «на встрече и в узком, и в широком составе, что само по себе уже позитивно», заявил Путин, отвечая на вопросы журналистов по итогам пленарного заседания правительства России и Еврокомиссии. И заметил, что Москва и Брюссель должны взаимодействовать на основе единых правил «как в политических, так и в экономических вопросах».
«Нужно обсуждать весь комплекс проблем», – добавил он, прокомментировав таким образом слова Баррозу, сообщившего, что в пятницу он обсудил проблему прав человека в России с президентом Медведевым.
Глава Еврокомиссии также заметил, что Брюссель рассматривает возможность заключения договора о международной энергобезопасности, идею которого выдвинул Медведев. Благо, по словам Баррозу, «Россия остается самым важным энергетическим партнером» для ЕС. «Мы никогда не выступали против «Южного» и «Северного» потоков. Это коммерческие проекты», – отметил председатель ЕК, добавив, что у стран ЕС на эти цели никогда не просили денег.
Что до строительства альтернативного этим проектам трубопровода Nabucco, то для этого «необходимо дополнительное финансирование». «Вопрос о предоставлении финансовой поддержки рассматривается», – сообщил Баррозу.
Наконец, он заявил, что Евросоюз положительно относится к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Мы со вниманием отнеслись к предложениям России в рамках группы «двадцати» в отношении реформы международной финансовой архитектуры. Считаем, что Всемирная торговая организация является хорошей платформой для проведения этих переговоров. Европейский союз поддерживает вступление России в ВТО», – заключил глава Еврокомиссии.